Юрис Пайдерс: про надежды валютных спекулянтов и успехи «теневиков»

Известный экономический аналитик Юрис Пайдерс отмечает новый всплеск «теневого сектора» в Латвии. Причин тут несколько – от кризиса ипотеки до развития «амстердамского туризма»… Г-н Пайдерс намерен даже обновить и переиздать свою книгу «Теневая экономика».

Эксперт, предсказания которого сбываются

Подчеркнем, г-н Пайдерс не просто известный экономический аналитик. Он честный аналитик. Может быть, поэтому его прогнозы сбываются.

Проверить это просто. Оценим из нашего сегодня его прогноз от 2002 года, сделанный накануне вступления в ЕС:

- В эту самую Европу нас продают, причем по дешевке. Как ломовую рабочую скотину, которая без капризов будет трудиться посудомойками, уборщицами, грузчиками и т. д. Зато наши политики, которые это делают, сохранят свои теплые места… (Цитируется по интервью в «Часе» от 24.09. 2002. В тот год, кстати, вышла его книга «Нет Европе!», после чего он быстро распростился с креслом редактора газеты «Диенас бизнес».)

Процитируем еще:

- Никаких инвестиций в высокотехнологичное производство не будет. Зачем? Вся наша привлекательность – в дешевизне рабочей силы. Пока…

- И вообще, хотите знать, что будет у нас через три года после вступления в ЕС? (Напомним, это цитата 2002 года. – Авт .) Зарплаты очень быстро вырастут вдвое. Только радоваться тут нечему – все остальные цены тоже поднимутся вдвое. А это значит, что люди станут фактически беднее. Если сейчас зарплата в среднем 150 латов, то в абсолютных цифрах к ним добавится еще полтораста. А все вокруг – хлеб, билеты на трамвай, бензин, отопление, квартплата – действительно удвоится в цене. Так что кое-что просто выйдет из поля ваших финансовых возможностей…

Не так ли и случилось?

- Мне сейчас за ту книгу не стыдно, – резюмирует г-н Пайдерс, – а вот тем политикам, которые обещали перед вступлением в ЕС золотые горы, стоило бы, наверное, что-то объяснить народу…

Однако вернемся в наши дни. Ниже – о главных «факторах нестабильности», а значит, и криминала в сегодняшней Латвии.

Об эмиграции «белой» и «черной»

Юрис Пайдерс:

- Сейчас трудно прогнозировать, во что все выльется. Многое зависит от того, какие решения будут приняты в ближайшем будущем. Вопрос стоит так: а кто будет работать? Если Латвия откроет рынок труда для рабочей силы, скажем, с Западной Украины – это одно. Если будет принято решение ксенофобское – никого сюда не пускать – это уже другая ситуация, другая модель развития. Идет выбор пути, и от этого выбора зависит, что же будет с Латвией через несколько лет.

В принципе, сейчас мы имеем классический перегрев экономики. Что это значит? Ресурсов (в данном случае трудовых) недостает, и чтобы их получить, мы должны переплачивать – приходится их перекупать.

Это тот фактор, который вызывает инфляцию. Призыв правительства в этой ситуации – давайте урежем зарплату – выглядит утопическим. Чтобы выжить, сохранить объемы продаж, работодателям придется повышать зарплату. Это процесс неизбежный. Ведь если ты не будешь этого делать, ты не сможешь сохранить объемы продаж и производства.

Поэтому идея «а давайте заморозим всем зарплаты» совершенно утопическая. Потому что дефицит трудовых ресурсов таким образом только усилится… Это как с сахаром: когда его и так не хватает, заморозка цен (и введение талонов) только усугубляет дефицит и создает черный рынок. На нем будут уже запредельные цены…

Нерешенный вопрос с трудовыми ресурсами будет только способствовать

1) наплыву нелегалов,

2) усилению «системы конвертов».

- В порядке личного мнения: я все же открыл бы рынок труда – для определенных отраслей и определенных стран – Белоруссии, Украины. На договорной основе.

Недвижимость: если встанут стройки…

- Здесь тоже еще нет ясности. Тенденция только определяется. Ипотечный кризис в Америке вроде бы далеко. Но уже сейчас появляются его признаки и в Британии. И вот это уже очень серьезно может коснуться нас.

Г-н Пайдерс рассуждает об этом так. Ипотечный кризис в Америке вызвал кризис строительной отрасли. По прогнозам, в США в ближайшие 6 месяцев будет уволено до 15 процентов строителей. То есть примерно миллион человек. Если аналогичный кризис перекинется на Великобританию, то примерно пятую часть занятых в строительстве уволят. И понятно, что в первую очередь это будут не коренные британцы, а люди, которые приехали на время – в первую очередь выходцы из Восточной Европы. Скорее всего, они будут возвращаться… А ведь у нас тоже уже началось замораживание отдельных объектов. Сокращается строительство поселков, в частности.

Пока строительный бум еще поддерживается госзаказами – строительством госучреждений, большими прожектами. Но если они будут замораживаться – это опять будет уже другая ситуация.

О «вражеской девальвации»

Время от времени нам напоминают, что полиция ведет следствие о «слухах про девальвацию лата». При этом регулярно говорят, что «уже известно, кто это делает». Параллельно выходят легальные обзоры банков, которые эту девальвацию допускают и, более того, порой предрекают…

Вот что по поводу будущего лата думает Юрис Пайдерс:

- Скоро предстоят выборы нового руководителя Банка Латвии. И это очень серьезный вопрос – на каких условиях он будет избран. Тогда и можно будет высказать более четкий прогноз… Некоторые банки сейчас лоббируют открытие «коридора колебания» для евро… Сейчас лат колеблется в очень узком коридоре, в пределах всего одного процента. Но это не было условием Евросоюза, а сугубо решением БЛ. На самом деле лат может колебаться в пределах 15 процентов, то есть, грубо говоря, евро может стоить от 60 до 80 сантимов.

Те, кто занят спекуляциями на валютном рынке, понятно, были бы счастливы подобному выходу – тут для них открывается широкое поле. Но выгодны ли такие изменения широкому кругу тех, кто взял огромные кредиты в эпоху ипотечного бума? Для них это как раз-таки опасно: кредитовали-то в основном в евро и долларах. В этом случае г-н Пайдерс не исключает социальных потрясений.

Ну а что же все-таки будет на ипотечном рынке? По мнению г-на Пайдерса, не исключен сценарий, к которому готовы в ряде скандинавских банков. На ипотечном рынке просто наступит стагнация – 3 – 4 года не будет новых сделок, никто не будет ни покупать, ни продавать. Все будут выжидать: кто-то не хочет продавать слишком дешево, а кто-то ждет, чтобы цены упали. Чтобы все упало, не обязательно. Но, конечно, если кто-то выдвинет по бросовым ценам огромное количество объектов, то будет обвал.

- Они к этому сценарию готовы. При их огромном опыте работы 3 – 4 года застоя катастрофой не считаются. Если больше, тогда уже хуже.

И о теневой экономике

- Помнится, в начале лета забили тревогу – кризис в сфере недвижимости, много маклеров потеряли работу, это сильно ударит по торговле, и прочее… И что мы видим сейчас? Сокращения розницы в магазинах нет. Сокращения дорогостоящих покупок нет. И все удивлены – растет объем розничных продаж в торговле. С чего бы?

Это оттого, что теневой сектор услуг Риги компенсировал все это, – считает г-н Пайдерс. – Сейчас половина тех, кто летает к нам на самолетах, – иностранцы. Количество интуристов, которые прилетают сюда развлекаться, все увеличивается. Но это деньги, которые идут на развлечения, на разного рода услуги ночных клубов (химические препараты, в частности). Естественно, все это перетекает в теневой бизнес, хозяевам этого сектора.

Немного свежей статистики: Ригу в первой половине этого года посетило на 33 тыс. туристов больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом гости Риги потратили на 22,4 млн. латов больше, чем за первое полугодие 2006 года.

То есть сейчас теневой сектор «вытягивает» экономику. По оценкам г-на Пайдерса, на теневую экономику сейчас приходится от 20 до 40 процентов.

- В принципе, то же соотношение, что и в середине 90-х. Только тогда это был один объем денег, а сейчас совсем другой… Но внесистемная часть экономики живет своей жизнью. И ее не очень затрагивают системные потрясения. Наоборот, иногда она даже компенсирует провалы экономики «белой».

Тут мы вспомнили характерный пример из 90-х: как контрабандисты всех стран спасли Латвию от «бензиновой блокады». Как мы помним, на заре восстановленной латвийской государственности была серьезная угроза прекращения поставок «из центра». Для создания госрезервов были взяты кредиты, на которые предстояло сделать закупки… (Так возникло в итоге знаменитое «дело Lata international» – о разворованных кредитах.) А что блокада? Ничего такого не было. Латвия ведь небольшая страна, и несколько толковых бизнесменов-контрабандистов легко решили эту проблему.


Написать комментарий