Террор не пройдет

Латвийская полиция и спецслужбы в один голос заявляют, что готовы к отражению угроз террористических актов. Правда, никто из них не может исключить повторение трагедии, что произошла вчера в Таллине.

Вчера утром в Таллине произошел взрыв, который многие сразу поспешили назвать террористическим актом, и причины для этого, судя по всему, были вескими. Согласно данным эстонской полиции, около 3.22 у дома № 23 в жилом районе Ыйсмяэ преступник захватил полицейскую машину и взорвал ее. Смертник погиб на месте происшествия. Взрывом убило и кинолога Юлию Горбачеву, находившуюся в тот момент в салоне автомашины. Пострадали еще трое полицейских, один из которых находится в тяжелом состоянии.

Инцидент начался с того, что в полицию поступил сигнал о том, что по кварталу “разгуливает мужчина с прикрепленной к телу взрывчаткой”. Наряд полиции выехал на место и попытался его задержать. По предварительным данным департамента полиции, взрыв произошел внутри полицейской машины. Если быть совсем точными, в машине в то время находились трое: констебль Юлия Горбачева, служебная собака и преступник. Погибли все трое. По свидетельствам очевидцев, полицейский автомобиль полностью разворотило. Один из раненых полицейских, доставленных в больницу, лишился ноги.

Генеральный директор полиции Роберт Антропов в интервью ETV сказал, что полиция получила сообщение о том, что в районе Ыйсмяэ ходит мужчина с бомбой. Полиция окружила преступника, тогда тот сел в полицейский автомобиль и захватил в заложники кинолога. В интервью радио Kuku Антропов также добавил, что речь может идти о террористе–самоубийце, который собирался утром зайти в магазин или автобус. Тогда, по словам шефа полиции, жертв могло бы быть гораздо больше.

После первых горячих интервью полицейские начальники, однако, немного остыли и стали говорить уже о том, что вряд ли это был террорист — все указывает на то, что имела место бытовая разборка. Тот же Антропов в интервью другому радио отметил, что изначально полиция получила вызов в квартиру, в которую зашел мужчина со взрывным устройством на поясе. Следом поспешила с объяснениями пресс–секретарь Пыхьяской окружной прокуратуры Эрле Руди, которая сказала, что личность погибшего преступника установлена — речь идет о мужчине старше среднего возраста, говорившего на русском языке (54–летний не имеющий гражданства Евгений). Руди добавила, что ничто не говорит о том, что террористический акт был заранее спланирован. “Захвата заложников не было — взрыв произошел спустя секунду после того, как он сел в автомашину”, — объяснила она.

Однако позже появилась неофициальная информация, что смертник вообще в машину к полицейским не садился, а причиной взрыва было его желание совершить самоубийство из–за ссоры с женой. Он пригрозил супруге самоубийством, надев пояс с взрывчаткой. Когда приехала полиция, его попытались задержать — “шахида” окружили, он подбежал к микроавтобусу, где сидели кинологи, и схватил за голову через открытое окно Юлю Горбачеву. Самоубийцу попытались оттащить, и в этот момент бабахнуло…

Эта нелепая гибель 30–летней Юлии Горбачевой, которая очень любила животных и всегда была добрым и отзывчивым сотрудником, повергла в шок как ее коллег, так и обычных жителей Таллина. Многие бросились укорять работников полиции в непрофессионализме. Пока картина произошедшего не очень ясна, поэтому делать скоропалительные выводы не стоит. Однако “Вести Сегодня”, задавшись вопросом: “Возможна ли такая трагедия в Латвии?”, попыталась это выяснить.

Как рассказала нам начальник кинологической группы Главного управления полиции Риги Зайга Клявиня, выезжать ли на полученный вызов кинологу, решает Центр оперативного управления. В большинстве случаев кинолог необходим в расследованиях ограблений, когда специально обученная собака может взять след вероятного преступника, а также во время поиска взрывчатых веществ. Кинолог с собакой всегда выезжает на вызовы, когда есть информация о заминировании какого–то объекта, для поиска бомбы. Поскольку есть данные, что у погибшей Юлии при себе даже оружия не было, “Вести Сегодня” поинтересовалась, какова экипировка наших кинологов. По словам Клявини, все зависит от ситуации: “Если того требуют обстоятельства, то у кинолога будет и бронежилет, и оружие”.

Г–жа Клявиня не стала утвердительно отвечать, возможно ли повторение таллинской трагедии у нас, в Латвии, но отметила, что исключать ничего нельзя, как нельзя изолироваться полностью от общества: “Мы делаем все, что зависит от нас, чтобы такого не происходило, — обучаем собак. Проходим с ними необходимую подготовку для предотвращения террористических актов. Готовимся к обеспечению безопасности чемпионата мира по хоккею и возможному саммиту НАТО”.

В свою очередь, Полиция безопасности Латвии была, как всегда, немногословна. Помощник начальника ПБ Кристине Апсе–Круминя сказала, что по первоначальной информации от коллег из Эстонии этот случай не был связан с терроризмом. Взрыв в Таллине можно охарактеризовать как индивидуальное преступление, в основе которого лежали личные мотивы, и ничего общего с Латвией тут не обнаружено.

Однако же неспроста руководство эстонской полиции сперва говорило о том, что смертник, вероятно, планировал провести террористический акт не то в магазине, не то в автобусе. В этой связи любопытной выглядит точка зрения председателя Латвийской федерации детективов и охранных служб Михаила Черноусова, который считает, что угроза реальных террористических актов сейчас присутствует во всех странах Балтии. “Это проблема, которая вытекает из проблемы глобализации, сращивания преступности и других факторов. Потенциально угроза терроризма существует во всех балтийских странах”, — сказал Черноусов.

Не должно особо удивлять, по его словам, что злоумышленники прибегают к таким радикальным способам. Дело в том, что бытовая преступность и организованная имеют тесную взаимосвязь. Что касается сети террористических организаций, то, как и сама угроза терроризма, они раскинулись в данный момент очень широко. Террор проникает в оргпреступность, и спираль раскручивается с двойной силой, что подталкивает на подобные преступления даже не очень уравновешенных людей, которые к террористическим организациям отношения вовсе не имеют.

По мнению Черноусова, готовность Латвии к борьбе с терроризмом далека от идеальной: “Сейчас требуются специальные программы подготовки населения, как действовать в случаях угрозы терроризма и непосредственно во время самих терактов. Но наши спецслужбы пока не могут даже наладить нормальную связь и сотрудничество между собой”.

26.11.2004 , 13:35

"Вести сегодня"


Написать комментарий