Школам поставили оценки

Инспекторы проверили ход реформы образования

В школах нацменьшинств завершилась проверка на предмет соблюдения реформы образования. Заместитель начальника Государственной инспекции образования Валда Пуйше отрапортовала, что особых проблем с реализацией учебных программ в школах нацменьшинств нет, однако она не берется утверждать, что качество образования не ухудшилось.

Нет проблем

С 27 сентября по 27 октября инспекторы выборочно проверили 59% учебных заведений, реализующих общеобразовательную программу нацменьшинств. Как уже ранее сообщала Телеграфу Валда Пуйше, в основном проверке подверглись те школы, в которых в предыдущем учебном году были выявлены какие-то проблемы.
Инспекторы констатировали, что в 61 учебном заведении Закон об образовании соблюдается в полном объеме, 14 школ реализуют его лишь частично, а в трех — Рижской Ломоносовской русской средней школе, Рижской 71-й средней школе и Рижской 34-й средней школе — работа не отвечает учебному плану.

Телеграф связался с директорами этих учебных заведений, чтобы выяснить, что именно не удовлетворило проверяющих. Оказалось, что бойко отрапортовав депутатам, Государственная инспекция даже не удосужилась ознакомить с результатами проверки руководство школ. Кто-то с удивлением узнал неприятную информацию от нас, кому-то справочки о результатах проверки пообещали прислать в ближайшем будущем. Администрация “несоответствующих” школ к процессу анкетирования и собеседования с учащимися допущена не была, поэтому о причинах, заставивших инспекторов сделать соответствующие выводы, может только догадываться.

Разговорчики в строю!

“Речь, вероятно, идет о 9-м классе, где у нас нет учителя пения, который мог бы преподавать билингвально, поэтому пока уроки проводятся на русском, — сообщил Телеграфу директор Ломоносовской школы Николай Баборыкин. — Но меня никто не ставил в известность о том, что работа нашей школы не соответствует плану. Все программы лицензированы, и занятия в 10-12-х классах проходят в полном соответствии с ними”.

Завуч Рижской 71-й школы Вита Соловьева тоже может лишь догадываться, что не понравилось инспектору. Как рассказали потом ее ученики, проверяющая раздала им анкеты, в которых был лишь один вопрос: “Какие предметы у вас преподаются ТОЛЬКО на латышском языке?”

“Дети указали не все предметы, которые у нас обозначены в учебном плане, или называли разные. Эту путаницу легко объяснить. Допустим, на уроке рисования, если ученик что-то не понял, учитель может перейти на русский язык. Или урок истории — дети привыкли, что в 9-м классе она преподавалась на русском языке, и теперь в 10-м они не сразу приходят к пониманию, что с учителем следует общаться по-латышски. Естественно, на вопрос, какие же предметы у них преподаются только на государственном, они затрудняются ответить, так как нередко на уроках звучит и родная речь!”

Многострадальная Рижская 34-я средняя школа, наверное, уже по определению попала в списки “несоответствующих”. Это именно та школа, которая осмелилась после проведенного анкетирования среди учеников и их родителей заявить во всеуслышание, что к переходу на латышский язык обучения не готова. Несмотря на то что результаты централизованных экзаменов по государственному языку в 9-м классе за прошлый учебный год были достаточно высокими. По словам директора школы Людмилы Порункевич, невыполнение Закона об образовании инспектор, видимо, выявила после устной беседы с учениками школы. Разговоров с детьми проверяющей оказалось достаточно для вывода, что работа школы не соответствует учебному плану!

Отметина штаба

Инспекторы также проверили учителей, преподающих предметы на государственном, — достаточно ли хорошо они владеют языком.

В целом картина оказалась удовлетворительной, но навыки нескольких педагогов вызвали у инспекторов сомнения. Была проанализирована ситуация с учебниками. Оказалось, что учебники по истории, химии, бизнесу слишком сложны для восприятия и создают дополнительные трудности для учащихся в обучении на государственном языке. Не хватает рабочих тетрадей и методической литературы по некоторым предметам. Проверяющие выделили в своих отчетах школы, которые активно и регулярно контактируют со Штабом защиты русских школ, видимо, зачислив их в список неблагонадежных. Но никто так и не дал ответа на самый главный вопрос: пострадало или нет само качество образования в средней школе нацменьшинств с началом реформы?

26.11.2004 , 10:56

Татьяна МАЖАН


Темы: ,
Написать комментарий