Моя твоя не понимай

"Новое время" и Народная партия не могут договориться о работе в правительстве

Кандидат в премьеры “народник” Айгар Калвитис весь вчерашний день провел в интенсивных беседах с четверкой правых партий, которые могут войти в коалицию. Переговоры пока не принесли результата из-за позиции Нового времени, которое помимо министерских портфелей требует взять в компанию и “тевземцев”.

Первая обида

Кандидат в премьеры начал с того, что в графике собеседования с потенциальными партнерами поставил Новое время (НВ), крупнейшую фракцию в Сейме, только третьими. Прежде он нанес визиты Латвийской первой партии и Союзу “зеленых” и крестьян. Это не осталось без внимания. После часовых переговоров руководитель фракции НВ Кришьянис Кариньш не скрывал недовольства и заявил: сегодня договориться не получилось, так как “народники”, хоть и предложили шесть министерских постов, не внесли ясности относительно роли соратников Репше в правительстве. Кроме того, НВ не хочет работать в правительстве без “тевземцев”. Тогда как “народники” хотят пригласить на раздачу портфелей только четыре партии.

Кариньш гнул свою линию: еще на переговорах с президентом шла речь о том, что партия, занимающая премьерский пост, возьмет себе пять министерских портфелей, а вторая крупная — шесть. На что Калвитис тут же отреагировал: зато мы даем вам право вето на принятие особо важных решений. У других партий такой возможности не будет.

Но, по мнению Нового времени, такой поворот событий позволяет сомневаться, действительно ли “народники” хотят с ними работать.

Взгляд на коррупцию

В интервью Телеграфу Кариньш заявил, что в принципиальных вопросах — о потолках на арендную плату в денационализированных домах и о приватизационных сертификатах — НВ сохранит свою позицию, которая полностью противоречит убеждениям “оранжевых”. “Надеюсь, что мы все же сможем договориться. В том числе и по нашим планам борьбы с коррупцией (главный козырь НВ на выборах в самоуправления. — П.Э.). Все зависит от взглядов премьера, как он относится ко взяточничеству”, — с намеком заметил Кариньш.
Калвитис пытался замять ситуацию, мол, роль Нового времени, несомненно, будет первичной, а число портфелей — пропорционально влиятельным должностям в комиссиях Сейма. В итоге было решено провести повторные переговоры с 22-часовым перерывом, то есть сегодня в полдень.

Распри между двумя тяжеловесами парламента вызвали искреннее недоумение у Вайры Вике-Фрейберги. Президент в интервью Латвийскому радио с удивлением сказала: мол, как же так, они ведь на консультациях с ней клялись и божились работать вместе. “Еще специально спрашивала у Нового времени, есть ли у них какие-либо принципиальные возражения против работы с Народной партией, и они сказали, что нет”, — заметила руководитель страны.

“Крестьянам” по душе “тевземцы”

“Зеленые крестьяне”, шедшие в переговорах по списку вторыми, были более сговорчивыми. Председатель фракции Аугуст Бригманис не скрывал желания партии остаться во власти: “Мы пришли в Сейм не для того, чтобы просиживать штаны в оппозиции, мы готовы работать в правительстве Калвитиса, даже если не получим все ранее завоеванные должности”. Бригманис пытался уверить прессу, что между собой две партии не говорили о сферах влияния. В качестве потенциальных партнеров Бригманис кроме Нового времени хотел бы видеть ТБ/ДННЛ. С его слов, у “крестьян” и “тевземцев” очень много идеологического общего. Весьма странно это слышать после признаний Индулиса Эмсиса, который уверен: “тевземцам” место в оппозиции.

В этой ситуации незавидная роль отведена Латвийской первой партии. Именно у них больше всего шансов остаться за пределами “элитарного кружка”. Айнар Шлесерс после переговоров отмалчивался, а его однопартиец Эрик Екабсонс просто заявил: его партия готова стать опорой правительству. А вот “тевземцы” кажутся более разборчивыми и так просто голосами не разбрасываются. Они могли бы работать в коалиции, но только в пакете с Новым временем.

Попутно все партии договорились, что 29 ноября постараются уже подписать правительственную декларацию и составить коалиционный договор. “Это значит, что за выходные мы уже должны договориться о партнерах”, — пояснил Калвитис.

Как карта ляжет?

Атис Слактерис, представляющий мнение “народников”, считает идеальной моделью коалиции следующую: Народная партия (20) + Новое время (24) + Союз “зеленых” и крестьян (12) + Латвийская первая партия (14) = 70 голосов. Однако Новое время настаивает на участии во власти и ТБ/ДННЛ. В этом случае кому-то из менее влиятельных партий — ЛПП или СЗК — придется покинуть лодку. По кулуарным разговорам, роль отшельников в этом случае уготована именно ЛПП, поскольку пост вице-премьера “оранжевые” готовы предложить “зеленым крестьянам”. Тогда пропорция сложится так: Народная партия (20) + Новое время (24) + СЗК (12) + ТБ/ДННЛ (7) = 63 голоса. Но “репшисты” тоже не лыком шиты и хотят лучшие посты (на правах самой крупной фракции), возможно, и вице-премьерское кресло. Если их интересами пренебрегут, то они (а с ними и “тевземцы”) могут остаться в оппозиции. Тогда создается коалиция меньшинства: Народная партия (20) + СЗК (12) + ЛПП (14) = 46.

Даже при участии в такой коалиции двух отщепенцев из Нового времени — Мариса Гулбиса и Инары Островски — положительного голосования по утверждению правительства ждать нечего, если только не заручиться поддержкой Партии народного согласия или как минимум тремя перебежчиками из Нового времени, что уже противоречит концепции создания Кабинета министров чисто правого крыла.

Если правительство не утверждается, то все шансы создать новое есть у Нового времени(24) + ТБ/ДННЛ (7) + ЛПП (14) + СЗК(12) = 57 голосов. С такой моделью мы уже знакомы. Она существовала сразу после созыва 8-го Сейма, когда у руля Кабинета министров был Репше.

26.11.2004 , 10:49

Полина ЭЛКСНЕ


Темы: ,
Написать комментарий