Власти Латвии: «Заболтаем любую проблему!»

Европейский комиссар по правам человека Альваро Хиль-Роблес изыскал возможность дать интервью русским газетам Латвии. Видимо, в надежде наконец достучаться до наших властей. Обратят ли они внимание на очередной «мессидж» из Европы?

Конечно, европейский комиссар по правам человека Хиль-Роблес особых иллюзий по поводу скоротечного визита в Ригу не питал. Похоже, он и не понял, зачем Артис Пабрикс приглашал его. Комиссар повторил тезисы своего февральского, весьма критичного, доклада в Совете Европы, наш и. о. министра объяснил, почему Латвия не будет исполнять его рекомендации: у нас и так все нормально.

Подчеркнув, что негражданам необходимо предоставить право участвовать в выборах самоуправлений, г-н Хиль-Роблес добавил, что «в Европе бы положительно оценили такое решение Латвии». В Евросоюзе так и не поняли, как можно, предоставив избирательное право гражданам стран ЕС, отказать в этом своим постоянным жителям. За вроде бы благим намерением – стимулировать неграждан к натурализации – стоит меркантильное желание нынешних депутатов продолжать распоряжаться муниципальной собственностью. Ведь допущенные к избирательным урнам неграждане наверняка оттолкнут от кормушек представителей национально озабоченных правых партий и тех, кто за ними стоит.

Процесс натурализации уже много лет идет ни шатко ни валко не из-за пассивности неграждан, а из-за незаинтересованности государства. Сейм отвергает все предложения по ускорению процесса, не согласился автоматически регистрировать как граждан «детей независимости». И так, заявил штатный национал-радикал Табунс, «в граждане Латвии пробрались тысячи врагов Латвии». Правительство даже не ставит вопрос о деньгах Управлению натурализации на увеличение штата и на новые помещения.

Два года назад назначенная главой МИДа Сандра Калниете утверждала, что этот документ ничего не меняет, просто его излишне политизировали, сделав из мухи слона. И пообещала начать дискуссию, дабы убедить латышскую часть общества, что никакой угрозы латышам и госязыку «рамка» не содержит. Дискуссия вроде бы началась, но «тевземцы» и «временщики» с подачи главной поборницы латышского языка Ины Друвиете быстро повернули ее в привычную колею забалтывания: сначала, мол, нужно выяснить, кто является нацменьшинством. Уже года полтора выясняют.

На днях со своей версией проявился полумертвый Христианско-демократический союз: нацменьшинствами считать те народы, которые не имеют своей государственности. В Европе к таковым разве что цыгане относятся, да еще народы Севера – финские саамы, лопари, российские ненцы, эвенки, чукчи. В Латвии, кроме цыган, еще ливы своей государственности не имеют – их около двух десятков.

И. о. министра иностранных дел выбросил новую карту: «В Латвии живут как нацменьшинства, так и иммигранты, а на иммигрантов конвенция не распространяется, – и наметил дальнейшую тему для забалтывания: – Прежде чем ратифицировать конвенцию, необходимо ввести четкую дефиницию понятия «иммигрант».

А на настойчивую просьбу Хиль-Роблеса о скорейшей ратификации Рамочной конвенции г-н Пабрикс заявил, что «Латвия на 99 процентов выполняет требования этой конвенции, а вопрос ее ратификации чисто технический». Надо, мол, подготовить некоторые оговорки насчет двуязычного написания названий улиц, к примеру.

Не в уличных табличках дело! Власти остерегаются, что с ратификацией Рамочной конвенции придется отчитаться об исполнении ст. 15-й этого документа, оговорки в которой Европа не допускает и которая обязывает обсуждать все проблемы с теми, кого эти проблемы касаются. Когда разговор заходит о реформе образования, г-н Хиль-Роблес предлагает продолжить диалог. Но как продолжить то, чего не было?

Три месяца минуло с той поры, как в разгар антиреформенных акций правительство объявило о подготовке проекта закона о школах национальных меньшинств. Даже Народная партия, «становой хребет» ныне отставленной коалиции, одобрила инициативу. Потом объявили, что создана рабочая группа и уже есть варианты закона. А потом выяснилось, что все это – блеф, а «результатом» деятельности рабочей группы стало мнение, что прежде чем писать закон, надо выяснить, а… нужен ли он? Действительно, нужен ли документ, направленный на достижение компромисса с доброй половиной населения? Волнения, возникшие в канун 1 сентября, отошли в прошлое, народ вроде успокоился, опасность миновала…

…Комиссар заметил, что он «никогда не забывает о своих рекомендациях, в том числе и о невыполненных». В повестку дня заседания Комитета министров Совета Европы включен вопрос: «Неисполнение Латвией рекомендаций комиссара СЕ по правам человека Альваро Хиль-Роблеса».

24.11.2004 , 11:02

chas-daily.com


Написать комментарий