Патриотизм — обычная работа 3

Накануне любого важного государственного праздника историкам обычно приходится напрягаться от дополнительной ответственности. Когда телерепортер на улицах опрашивает молодежь, а она не знает важные факты из истории государства, первое, что говорят возмущенные зрители: чему их учат в школе?! О том, насколько большая ответственность в воспитании патриотизма ложится на плечи учителей истории, и как заинтересовать учеников давно прошедшими событиями и личностями, -- об этом мы беседовали с учителями истории Даугавпилсской государственной гимназии Иоанной Долге и Даугавпилсской основной школы "Сасканяс" Наталией Дегтеревой.

Праздник — это не подарок

Обе учительницы не поддерживают мнение, что историю Латвии нужно учить отдельно от истории мира. Только учитель должен быть профессионалом и прекрасно знать свой учебный предмет. И. Долге сказала, что история Латвии для учеников ближе и более понятна, но учебники для средней школы написаны слабее. Н. Дегтерева говорит, что для того, чтобы школьники с удовольствием учили историю, в первую очередь они должны знать, что и учителя она очень интересует. Главный метод — дети должны сами изучать источники истории, и урок не должен состоять только из рассказа учителя. Детям очень нравится искать ответы на вопросы, и их интерес к истории растет, как только больше не нужно зубрить.

Говоря о связи истории с патриотизмом, И. Долге отметила, что важнее всего ежедневный патриотизм. По ее мнению, патриотизм в определенной мере является индивидуальным, а иногда и коллективным — со светлыми мыслями и хорошим настроением. Я спросила, нет ли у молодежи какого-то сопротивления к коллективному патриотизму. И. Долге говорит, что так не должно быть, если это торжественное праздничное мероприятие, которое долго готовится и является объединяющим коллективы мероприятием. Н. Дегтерева рассказала, что, говоря детям о важных памятных днях в Латвии, старается вместе с детьми выяснить, почему это вообще важно, что значит провозглашение и почему не сразу было создано государство. Детям кажется странным, что государство было провозглашено, но потом еще нужно было отвоевать свободу. Именно это их впечатляет, что за независимость нужно было еще бороться, это не было подарком. Когда говорили о том, что многие стрелки пришли в Латвию уже как защитники советской власти, а другие боролись вместе с Калпаком, мальчики сделали вывод, что в борьбе могли воевать брат против брата.

В даугавпилсских школах сейчас проходит неделя гражданства, и в школе “Сасканяс” проводятся конкурсы по истории, географии, литературе, которые позволяют детям почувствовать связь со своим государством. Изучая свой город, его людей, дети отметили: да, я — даугавпилчанин, я нужен городу.

“Бабушка мне не верит!”

Ни к истории, ни к патриотизму национальность никакого отношения не имеет. Ни одна, ни другая учительницы не согласились с распространенным в последнее время мнением, что дети других национальностей изучают историю более старательно, чем латыши. Мнения, конечно, разные. И. Долге считает, чтобы интерпретировать историю, нужно знать факты и политические события. Неправильная интерпретация истории обычно появляется в малообразованном обществе. К тому же часть политиков старается повлиять на общество статьями в “спонсированной” прессе, которая служит соответствующему хозяину. Нужно учить детей самих отличать факты от мнений. Наталия пытается быть нейтральной, рассказывает о разных точках зрения и предлагает аргументированно выбрать свою. В Польше, например, сейчас говорят, что в школах нужно отказаться от истории второй половины ХХ века, так как это уже политика. Важно, чтобы дети могли сами критиковать источники и найти, что в действительности произошло. Они сравнивают, почему у нас было так же или иначе, чем в других странах. Русских детей очень интересует история Латвии, они задают вопросы и пытаются понять. Потом дети обращаются к родителям или к бабушкам и дедушкам, и часто услышанное ими не совпадает, что вызывает еще больший интерес. Однажды один ребенок поспорил с бабушкой. “Она мне не верит! Но я ей докажу. Вы только скажите, где мне еще поискать информацию”, — сказал ученик Н. Дегтеревой. Чаще всего мнения не совпадают о II мировой войне, а также о сегодняшнем дне — о политических партиях. Дети основной школы “Сасканяс” сказали, что они тоже пойдут на демонстрацию против реформы образования. Наталия в первую очередь спросила, что такое реформа? Какова ее суть? Они это выяснили, а потом сказали, что эти же вопросы нужно было задать тем детям, которые пошли на демонстрацию. “Но я считаю, что историк Латвии должен быть и патриотом своей страны. Мы должны быть за свою демократическую и свободную Латвию. Не нужно путать демократию Латвии с недемократическими политиками”, — сказала И. Долге.

Фразами не отделаешься

Не оказывается ли чаще всего патриотизм только торжественными мероприятиями, на которых говорят красивые речи? И. Долге говорит, как праздник сделать красивее? Должны быть торжественное заседание, салют, награждения. Потом начинается работа, и это тоже ежедневный патриотизм. Если человек выступает содержательно, он более приземлен и говорит о важных вещах. А если выступающий является политиком, который привык к фразам, то он и остается на уровне патриотических фраз.

И. Долге говорит, что уже прошло то время, когда в школе было легко и просто обойтись фразами, которые по душе учителю. Во всяком случае на уроках истории от них нет никакого толка. Учителю нужно очень много поработать, чтобы подготовить задания для зачета — с картами, таблицами. А ученик должен уметь сравнивать, анализировать, работать с историческими источниками, знать карты. Н. Дегтерева пытает добиться того, чтобы дети не пользовались выражениями, которые от них ждут, например, я люблю свою страну. Принимаются разные точки зрения, только мнение должно быть обоснованным. Вместе стараются выяснить, сколько фактов, а сколько эмоций. Выпускники, которые уже учатся в других школах, приходят и рассказывают, что их иногда не понимают, когда они пытаются спорить с учителем.

В советские времена историю Латвии в школе нужно было преподавать совсем в другом аспекте. Но И. Долге говорит: “Я латышка, и на меня никакие советские времена не повлияли”. Идеологию все же можно было или приземлить, или поднять на высоту, точно так же, как сейчас с патриотизмом. Конечно, после советских времен много вещей было открытием. “Поэтому, когда первый раз в школьный зал внесли флаг Латвии, мы плакали, так как думали, что мы до этого уже не доживем”, — вспомнила И. Долге.

24.11.2004 , 10:39

Линда Килевица


Написать комментарий

С Натальей - лично знаком!! Замечательнейший человек!!!

Natalija ne toljko chelovek horoshij, no i uchitelj zamechateljnij! Deti eje ochenj ljubjat!

Написать комментарий