Чьи шансы выше?

Кандидаты на пост премьера глазами социолога

Свято место пусто не бывает. И уже сегодня кто-то из двух кандидатов займет еще не остывшее кресло Индулиса Эмсиса. Что придется по вкусу Вайре Вике-Фрейберге — опыт и напористость одного кандидата или абсолютная девственность трудовой биографии другого, известно пока лишь ей одной. Все остальные в преддверии знаменательного события гадают на кофейной гуще. Своими соображениями по поводу формирования нового правительства с Телеграфом поделился директор Latvijas fakti Aйгар ФРЕЙМАНИС.
— Если говорить о Калвитисе, то президент сказала, что не назовет премьером человека, который завалил правительство…
— Она говорила об этом достаточно туманно, мол, “примет во внимание”. Но, тем не менее, не было большим откровением, что от “народников” назван Калвитис. Если брать весь набор кандидатов от этой партии, он наиболее заметный, опытный. Калвитис смотрится лучше, чем ветеран политики Гундар Берзиньш, выглядящий более уставшим, или Атис Слактерис, интонации которого напоминают порой речи сельского попа. По-моему, это яркая иллюстрация того, что творится в Народной партии (НП). Долгие разговоры о том, что там полно лидеров, — беспочвенны. На вершине одни и те же люди.
— И последний кандидат — Кариньш?
— В этой ситуации, когда непонятно, что думает президент, Кариньш выглядит лучше двух предыдущих кандидатов. Новое время — самая большая фракция в Сейме, а арифметика играет свою роль. В то же время не хочу сказать, что он пользуется особой популярностью в обществе. Но Кариньш не связан со старой политической элитой. Минус — непонятно как он ориентируется в местной действительности, его высказывания иногда странны. И самый большой вопрос, способен ли он быть самостоятельным политиком. До сих пор свое видение проблем он не высказывал, был голосистой тенью Репше.
— Но он, возможно, Вайре Вике-Фрейберге ближе остальных по духу, все-таки латыш из-за рубежа.
— В маленьких обществах может быть все иначе. По жизненному опыту он может быть и ближе, но есть и противоречия. Здесь важно и его двойное гражданство — политический и моральный нюанс.
— Партия народного согласия прогнозируют, что НП и Новое время не уживутся в одной коалиции, и это дает шанс “священникам” выглядеть приоритетнее в связке с одной из крупных партий.
— Есть множество комбинаций. Ходят слухи о плане А и Б. То есть если не удастся создать основу коалиции из двух крупных партий, то Сеймом просто выбранный кандидат не утверждается, и потом уже рассматривается новый вариант. В итоге останется одна из больших фракций плюс несколько малых. Вопрос достаточно сложный, так как обе партии претендуют на одного и того же избирателя, они правые, национально-консервативные, только с разными имиджами. Одна — старая политическая элита, другая — молодая. Из-за этого есть и противоречия, и конкуренция.
— А может ли появиться беспартийный кандидат — к примеру, Марис Гулбис?
— Сейчас, после Андриса Шкеле, есть иммунитет к беспартийным премьерам.
И даже якобы беспартийный премьер только номинально будет беспартийный… С отщепенцами всегда сложно, за ними тянется их политическая история.

24.11.2004 , 10:30

Полина ЭЛКСНЕ


Темы: ,
Написать комментарий