Кол в заброшенной могиле

Куда пропали архивы Болдерайского кладбища?

Странная, можно сказать, даже потусторонняя ситуация наблюдается на кладбищах Риги. Если вы позабыли, где именно похоронен близкий вам человек, пиши пропало. Найти могилу по кладбищенским книгам не представляется возможным.

Шалуны на погосте

В подобный переплет попал наш читатель Владимир. Думается, что он не первопроходец в этом отношении, просто потеря родных могил так шокирует рижан, что они не знают, куда ткнуться со своим горем. С одной стороны, сам виноват. Надо было ходить на погост, заметать песочек и сажать на могильном холмике барвинок. С другой стороны, что значит — нельзя найти могилу через кладбищенскую контору? Чушь!

Владимир пострадал неожиданно и, как случается с совестливыми людьми, даже не за свои интересы. Могилы собственных близких Владимир посещает довольно часто. Настолько часто, что за последнее время изучил надписи и на соседних памятниках и крестах. (Не ради корысти, не подумайте дурного, так, из любознательности — кто же не читает эпитафий на надгробиях, оказавшись на погосте!)
— На одном из могильных холмиков стоял камень со скромной табличкой. Помню только дату захоронения — 1996 год, потому что табличка скоро пропала, — рассказал Владимир.
Но пропажа таблички — это еще не беда, усердный родственник ее восстановит, подумал он. Однако не оказалось у похороненного тут человека усердного родственника. Некоторое время могилка стояла просто неухоженной. А в один прекрасный вечер Владимир, явившись на кладбище с граблями и цветочками, обнаружил в соседнем могильном холме кол. Настоящий, березовый.

Сердце у Владимира так и ухнуло. Да и у любого бы ухнуло, потому что издали не разберешь, березовый кол или осиновый. Владимир перевел дух и осмотрелся. Колы торчали еще в трех-четырех могилах его сектора.
“Сатанисты, что ли?” — задумался наш читатель. Ответ на вопрос можно было получить только в кладбищенской конторе.

Контора пишет

Контора ответ дала, но малоутешительный. Во-первых, оказалось, что осквернители могил тут ни при чем. Колы в холмики вбивали сами работники Кладбищенского управления Коммунального департамента Рижской думы, имея на это высочайшее разрешение самоуправления. Это не шутка. Это — инвентаризация.
— Мне объяснили, что кола удостоится любая могила, которая осталась без ухода. Если кол останется на месте в течение пяти лет, участок переходит в собственность города. Тут снова могут похоронить человека, даже не спросясь у прежних хозяев, — говорит Владимир.
Читатель поплелся из конторы озадаченный. И даже будто виноватый. Не успел дойти до своего участка, как не выдержал и повернул обратно.
— Я, — говорит, — берусь ухаживать за соседским захоронением. Тем самым, которое без таблички. Только вы мне выпишите справку, кто там похоронен и когда: хочу надпись обновить, чтобы всякие доброхоты с кольями к могиле больше не приближались!
Как говорится, раскатал губу наш читатель. Но работники конторы тут же закатали ее Владимиру обратно.
— А вы не имеете права ухаживать за чужой могилой. То есть, на добровольной основе — пожалуйста. Но в книгах наших все равно останется запись, что могила бесхозная. И так — до тех пор, пока не явятся настоящие родственники покойного. Так что вы наши колья не трогайте. Это, между прочим, муниципальное имущество.
— А табличка?! — в последнем отчаянии возопил Владимир.
Девушка пошуршала бумажками.
— Нет, — говорит, — данных по этой могиле не имеется. Кто и когда там похоронен, мы не в курсе.
Тут уж самый спокойный человек кинется в редакцию: “Остановите беспредел!”

“Такие правила!”

Девушку в конторе Болдерайского кладбища звонок из редакции Телеграфа встревожил. Назвать свое имя и должность она наотрез отказалась, хотя дело с березовыми кольями прояснила:
— Да, согласно правилам Рижской думы, все могилы на кладбищах столицы инвентаризируются. По погосту ходит комиссия, которая выбирает неухоженные захоронения и отмечает их деревянными кольями. В течение пяти лет могила постоянно проверяется. Если срок истек, а хозяин так ни разу и не явился, не убрал листья или не подстриг живую изгородь, участок мы отбираем. Здесь действительно может появиться новая могила. Но не раньше чем через 20 лет после первого захоронения.
— На могиле, за которой хотел ухаживать Владимир, нет таблички с датой. Как же вы узнаете, когда настанет срок для новых похорон?
— Ну… — девушка замялась, потому что отвечать за все Кладбищенское управление ей было определенно не с руки. — У нас нет старых записей, и все тут. В архиве хранятся данные только начиная с 1997 года.

И это все, что удалось вытянуть из милой, но чересчур стеснительной барышни из конторы Болдерайского кладбища. Нет архивов. Выкинули. Сожгли. Затерли. (Наверное, даже очень старались, потому что при похоронах имя покойного и номер места не раз заносятся в разные документы.) И зря беспокоился Владимир. Нужно было просто выпятить подбородок и, пнув ногой дверь в контору, заявить: “Мой это участок, и баста!” На проверку барышня все равно не способна…

По сведениям Телеграфа, подобные проблемы известны и остальным кладбищам Риги, что оставляет благодатные просторы для спекуляций. Заброшенные могилы высматривают не только работники погоста, но и мошенники (теперь им это делать даже удобнее: знай считай себе колышки). При отсутствии архивов любой нечестный человек может заявить себя владельцем захоронения и позже “подселить” в чужую могилу собственного родственника. А то и вовсе не родственника даже.

Опись старых могил

Заместитель директора Управления кладбищами Риги Бертулис ПИЗИЧ так прокомментировал пропажу архивов:
— Конечно, если на надгробии нет таблички, определить время для нового захоронения будет сложно. Но что делать, если архивов нет! Нет их и на более старых погостах. Правда, там надписи и памятники находятся в лучшем состоянии и не пропадают. Со временем мы планируем сделать опись всех старых могил. Даже занесем их расположение в
компьютерную базу данных.
Когда наступит это время, господин Пизич не уточнил.

Мало вырвать деревяшку…

В управлении Болдерайского кладбища нам пояснили, как следует действовать родственникам усопшего, если им посчастливилось вовремя обнаружить загнанный в могилу кол: “Мало вырвать деревяшку. Нужно прийти в контору и заявить сотруднику, что вы возобновили уход за захоронением. Только тогда актирование могилы будет прекращено”.

24.11.2004 , 10:25

Маргита СПРАНЦМАНЕ


Темы: ,
Написать комментарий