И снова свет в окошке… 1

Просьбы о помощи в редакцию — обыденное дело. Зачастую чиновники и те же органы правопорядка настолько «заняты», что на разрешение элементарных вопросов уходят годы и только после вмешательства прессы занятые донельзя клерки снисходят до обращения внимания на «вредных маленьких человечков, суетящихся под их ногами».

Однако самое обидное и непростительное в нашей сегодняшней «новой» жизни то, что окружающие перестали уважать старость. Именно окружающие, то есть, те, кто живет рядом. Те, кто в силу своей пусть даже относительной молодости сумели пристроиться к современным реалиям, кому совершенно «до фонаря», чем дышит и живет сосед за стенкой. Сколько им, старикам, вкалывавшим всю свою сознательную жизнь, осталось? Ладно б не трогали, не помогали, ан нет: буквально потребность в крови — осознанно, целенаправленно, изо дня в день отравлять последние годы…

Все может быть. Возможно, есть своя сермяжная правда и у соседей. Бабушке, слава Богу, за восемьдесят. Может, характер у бабульки, действительно, не «сахар». Однако, когда человек Христом Богом просит одного — покоя, вдруг оказывается, что снизойти до такой просьбы у соседей просто нет сил.

В гости на Старый Форштадт к Станиславе Константиновне журналисты прибыли в выходные, обнаружив по улице Скосту несколько частных домиков. Бабка Стася живет аккурат посредине. Живет одна, вдова уж лет двадцать, заготовкой дров и прочими «соленьями» летом занимаются внуки. Зимние дни коротает с собачкой, из всех развлечений — телевизор с тремя латвийскими программами да ежедневный поход в супермаркет за хлебом, более, на скромную пенсию, бабка Стася позволяет себе раз в месяц. Это уже праздники, поход в супермаркет в такие дни превращается в настоящую экскурсию.
Всю свою трудовую жизнь, начиная аж с 44-го года прошлого века, Станислава Константиновна отдала Вагонному депо, где трудилась бухгалтером. Рядышком (дом в дом) живет работающий там же один из соседей. К нему у бабки Стаси целый «пакет претензий». Однако поскольку встретиться в выходные журналисту ни с одним из соседей не удалось и подтверждений ведущему «неправедный» образ жизни «здоровенному дядьке» собрать не удалось, лучше оставить часть претензий «за кадром». Личная и неличная жизнь «дядьки» интересует редакцию только в части сбора металлолома. Остальная «часть пакета», возможно, предмет отдельного разбирательства.

Как оказалось, помимо двух работ, заработок соседа пополняется сбором металла, что, в принципе, не только не запрещено а, в общем, даже поощряемо государством. Другое дело, что, зайдя во двор соседа, только слепой не обратит внимания: сбор металла занимает площадь, вплотную примыкающую к стене чужого дома. Бабки Стаси дома! Регулярно, раз в месяц, по утверждению старушки, гора железных «цацек» вырастает до самой крыши! Работа ведется круглосуточно: разгружают металл и загружают под прерванный сон бабули, почивающей в комнате, отделенной от занятых работой трудяг той самой стенкой. В каком состоянии стена комнаты — объяснять не надо. Наружная часть стены (дома) также не раз ремонтировалась. Нынче, говорит бабка Стася, «чего-то нарушилось» и телевизор перестал показывать. Вопрос: кому такое состояние дел может понравиться? Достаточно поставить себя на чужое место, и «веский» аргумент «вечно всем недовольная бабка», думается, сам собой улетучится.
Есть у бабки Стаси и «летняя претензия», но к другому соседу — «гонщику». «Гонщик» — в понятии бабы Стаси человек, гоняющий машины для продажи. Беда в том, что дорога, проходящая вдоль калитки дома бабушки, находится на приличном возвышении. И стоящие рядом вдоль улицы машины застилают свет в окна. На то они, понятно, и улицы, чтоб машинам стоять, только порой улица Скосту, по утверждению бабушки, превращается в автостоянку «всяких больших машин», и претензия пожилого человека, по правде сказать, не кажется такой уж дикой. Неужели это так много — не ставить машины под чужими окнами? Ну не нравится человеку, перенесшему два инсульта, вид из окна; не интересно ей, старушке, изучать днища автомобилей! Это ее часть солнышка, а не пригнанных из заморских стран пыхтящих «железяк с колесами»! Человек хочет покоя! В каком, спросим себя, законодательстве должно быть прописано такое простое человеческое право?!
В разговоре Станислава Константиновна со слезами на глазах обронила, что несколько лет назад была избита одним из соседей. Очнувшись около калитки, на земле, добрела она до какого-то дома, где сердобольные люди вызвали «скорую». До расследования дела не дошло, единственному свидетелю происшествия — двенадцатилетнему мальчику — мама запретила давать показания. В больнице, с сотрясением мозга, Станислава Константиновна провела полтора месяца. Дело закончилось прозаично: бабульке установили телефон. Видимо, чтоб «следующий раз» смогла скорее дозвониться! К сожалению, редакция, за прошествием лет, не в состоянии провести свое расследование. Если в том, что рассказала Станислава Константиновна, есть даже доля правды, кое-кого ждет другой суд… Высший.
Редакция связалась с участком полиции, курирующим Старый Форштадт. Старушку там хорошо знают.
— В городской думе бабушке сообщили, что граница полтора метра от дома не может быть ничем и никем занята… — пояснил журналист.
— Жаль все-таки, что вы не опросили соседей, у них на ее счет совсем другое мнение, — парировал начальник участка Николай Сильченко. — Однако по поводу металлолома мы сегодня же разберемся…
Собственно, этого достаточно. Дайте бабке покоя! Которого у человека нет ни зимой, ни летом! Такому положению дел не может быть оправдания! Никто уж не просит подать руки старушке, карабкающейся по обледенелой горке. Не ставьте подножек, авось и сама дойдет за своим хлебушком. Что касается возможной расправы, которой боится Станислава Константиновна после опубликования статьи, то желаем «некоторым» и не думать в эту «сторону»! Газета берет бабушку под свое покровительство!

Не проходит и не пройдет бесследно наше отношение к старикам. Так не бывает! Каждому и всем зачтется наше неуважение к старости! Чем мы лучше наших политиков, на которых по поводу и без повода ссылаемся, когда на душе тошно? Так то мы, пока молодые и здоровые, а то старики, у которых и осталось-то всего, что бесплатно смотреть на солнышко…

P.S.Когда верстался номер, Станислава Константиновна позвонила в редакцию. Поблагодарив, сообщила, что уже две ночи подряд спит спокойно. О наведении порядка подтвердили позвонившие в редакцию полицейские 5 участка. Будем надеяться, что для дальнейшего благоденствия участие журналистов более не понадобится.

23.11.2004 , 11:00

Роман САМАРИН


Написать комментарий

Хорошая статья. Добрая.