Особенности национальной ОХОТЫ

В субботу, 13 ноября, в совместный рейд дорожной полиции и работников лесничества отправилась и журналист «Миллиона».

Семь экипажей в составе семи полицейских и 14 работников лесничества разъехались по различным волостям Даугавпилсского района. Очень удобно – машин вдвое меньше нужно, а соответственно, и бензина. К тому же, и безопаснее. Цель рейда – профилактика браконьерства и незаконных вырубок леса, проверка разрешений на ношение оружия. А то у некоторых умельцев даже арбалеты встречаются, которые, ясное дело, запрещены. Координировал совместный проект Виктор Фрилиньш, инспектор по надзору за охотничьим хозяйством. Дорожную полицию в нашем экипаже представлял Анатолий Бизун. Полицейские выполняли свои обычные обязанности. Другое дело, что в городе нарушители Правил дорожного движения ведут себя поспокойней. Дороги на селе – явно не автострады, завязнуть в грязи – как нечего делать. Нашу машину Бизун назвал «рашн джип» – имелась в виду «Нива». И надо сказать, не подвела старушка.

Пьяные угрозы

На проселочных дорогах некоторые водители чувствуют себя «кумом королю, сватом министру».Чем дальше от города, тем нарушители наглее. Если пьяного за рулем остановят – в драку лезет. Вблизи от литовской границы на дороге Быхово-Кумбули инспектор тормознул красную «Мазду», судя по номеру, литовскую. Водитель, молодой парень, ехал с непристегнутым ремнем. Нарушение, однако. Казалось бы – пустячок дело. Но тут из машины выскочил пассажир, похоже, отец шофера, и стал «качать права». Явно подвыпивший мужичок грозил чуть не в порошок стереть инспектора и инженера. При этом куда-то названивал по мобильнику с деловым видом. Одно слово – «крутой»! Даже моя скромная персона вызвала его недовольство. Когда Анатолий Бизун присел в полицейскую машину, чтобы составить протокол, литовец шустро подскочил и попытался выхватить техпаспорт. Но Анатолий так рявкнул чересчур резвому папаше: «Руки убрать!», что, не знаю как он, а я испугалась. Понятно стало, почему дорожные полицейские имеют табельное огнестрельное оружие – в глубинке на дорогах оно явно нелишнее. Литовец, которому выдали письменное предупреждение, пообещал всем нам свирепо отомстить. (Долгонько же ему придется в засаде возле границы сидеть, дожидаясь, пока кто-нибудь из нас в Литву соберется!).

В августовском рейде, который проводился в связи с началом утиной охоты, еще более агрессивными оказались пьяные шофер и пассажиры легковушки. Сначала удирали, потом, после успешной погони, грозились проверяющих зарыть тут же в лесу. Едва их полицейский успокоил (а если бы не было при нем пистолета, кто знает, как бы дело обернулось).

Своеобразную картину наблюдали мы на проселочной дороге неподалеку от границы с Белоруссией. Две женщины и мужчина тащили березовые кругляши из леса и грузили в … такси. Вернее, в прицеп, которым было снабжено такси. Мое недоумение развеял дорожный инспектор – ничего особенного, человек в свободное время подрабатывает, а насчет такси, по-видимому, договорился. Оказалось – все в рамках закона. Убирают то, что осталось после вырубки хозяйского леса.

Рейд продолжался около семи часов. Браконьеры нам не попались. Да и не это было главным. Такая обширная проверка призвана заставить охотников строго соблюдать все нормы и охотиться согласно лицензиям. То, что работники лесничества всегда начеку, отбивает желание незаконно лес вырубать и браконьерствовать. У меня, естественно, возникли вопросы, много ли в наших лесах зверья и какого больше всего. Оказывается, по наблюдениям и следам установлено (приблизительно, конечно), что в наших лесничествах обитают: 380 лосей, 330 оленей, 4451 косуля, 850 кабанов и практически столько же енотовидных собак, 1199 лисиц, 1543 зайца, 940 куниц, две рыси, 2382 бобров, 273 барсука, 111 ондатр, 1225 американских норок, 824 белки и 428 хорьков, три волка (да и то одного из них в этом году застрелили). А медведей нет. Хотя вроде как один объявился – видели следы под Екабпилсом в Двиетском лесничестве.

Так, со зверями понятно. А сколько же на них приходится охотников с ружьями? В Даугавпилсском районе зарегистрировано 29 охотничьих коллективов, насчитывающих от 15 до 40 членов, а в Даугавпилсском охотничьем обществе – 450 человек. В целом по Латвии число охотников превышает 30 тысяч. Некоторые берут в руки ружье не чаще одного раза в год. Для остальных охота – стиль жизни. Кто-то музыку слушает целыми днями, кто-то в «Банзае» до четырех утра пиво пьет, другие «качаются» в тренажерных залах, а охотники охотятся. Увлеченные этим люди начинают готовиться к охоте за неделю – это настоящий ритуал. А после охоты – костер и рассказы-разговоры, по большей части – байки. Будь все правдой, ни одного бы зайца в лесах не осталось. Выгоды никакой не получается, больше на бензин и патроны уйдет. Но кто не помнит поговорку «Охота – пуще неволи!»

Есть животные, которых можно отстреливать только по лицензии, а есть нелимитированные. Это зайцы, лисы, енотовидные собаки, куницы, американские норки, хорьки, водоплавающие птицы. Кроме времени, когда они выводят потомство, их можно отстреливать без ограничения.

Преврати порося в карася!

Такую просьбу нерадивого монаха во время поста понять можно. Мясца-то хочется. Оказывается, есть мясо, и очень вкусное, которое разрешалось потреблять даже в пост. Другое дело, что надо уметь его приготовить. Что за дичь? Бобры, которых у нас больше двух тысяч! Раньше их мясо сдавали в рестораны и кафе, а теперь невыгодно стало – смешную цену платят. Даже рижский ресторан, специализирующийся на дичи (в том доме расположен, из окна которого профессор Плейшнер выкинулся. Помните «17 мгновений весны»?). Во время рейда мы наблюдали сделанные бобрами запруды. Одну – на озере, в котором раньше разводили карпов. Разводили бы и теперь – не затеяли бы бобры плотину строить: они покой любят, чтобы никто не тревожил. В другом месте бобры перегородили речку, и образовалось болотце, а несколько березок пропали. Но как объяснил инженер охотничьего хозяйства – на том вред и ограничился. Болотце не увиличивается и лес не засыхает.

Другое дело – лоси! Делянки, где посажен молодой лес, пытаются оградить, заламывая засохшие кусты и деревья. Куда там! Пробираются, объедают верхушки молодых сосенок, кору с деревьев постарше и почки с осин – лакомки! Некоторые крестьянские поля были уставлены шестами, на которых развивались белые тряпицы и полиэтиленовые мешки. Я, естественно, поинтересовалась – что сие значит? Оказывается, так пытаются уберечь озимые от кабанов. Убедиться в этом я смогла самолично, когда мне показали кабаньи следы на поле. «Ага! Значит, не помогает?» – съехидничала я. На что получила ответ, что не будь таких пугал, все бы поле лесные свиньи изрыли. То, что в наших лесах больше всего косуль – истинная правда. За время рейда довелось увидеть их дважды. На поле неподалеку от озера Черняву они мерно жевали озимые, как заверил Виктор, не принося особого вреда. А на одной из лесных дорожек Скрудалиенской волости две косули выскочили чуть ли не перед капотом и испуганно умчались в лес.

Кроме лесных зверей, бывает, что сбиваются в стаи бродячие собаки и промышляют в лесу. Хотя стоит отметить, что такие случаи нечасты. Да и потом они все равно возвращаются поближе к человеку. Зимой стая собак вполне может задрать косулю, действуя, как их лесные родственники – волки. Вожак гонит косулю, а остальные нагоняют и заходят сбоку. Зимой по насту косуле бежать трудно, проваливается в снег – вот собаки ее и настигают. Так что, если лесник видит в лесу бесхозного пса, то вполне может его пристрелить.

Рейд подходил к концу. На лесном пригорке возле озера Ричу мы увидели лису. Она не очень-то и торопилась убежать, словно давала возможность налюбоваться собой (да и находились мы не очень близко). Красавица! К зиме готова – подшерсток белый и густой, а шерсть красновато-желтая и тоже густая и блестящая. Махнула Лиса Патрикеевна хвостом… только мы ее и видели.

Драмы на охоте

Прошедшие большие выходные оказались для охотников кровавыми. В пятницу, 19 ноября, произошла трагедия на охоте в Науенском лесничестве Амбельской волости – был застрелен руководитель охоты Валерий Красовский, 1957 г.р. Охотничий коллектив «Амбели» понес тяжелую утрату. Все случившееся иначе как роком не назовешь. На расстоянии в 132 метра попасть в висок из гладкоствольного ружья! Тем более, целясь в кабана. На место трагедии тут же вызвали полицию и прокурора. Началось расследование несчастья. Но по всей видимости – это убийство по неосторожности, которое совершил Вадим, 1980 г.р. Он нарушил правила безопасности, поменяв свое место во время охоты. Видеть Валерия он не мог.

Инспектор по надзору за охотничьим хозяйством Виктор Фрилиньш спешно был вызван в лесничество. Как он впоследствии рассказал корреспонденту – это первый такой случай за время его работы.

На следующий день, 20 ноября, драма произошла в Екабпилсском лесничестве. Во время коллективной охоты отец ранил сына в грудь. К счастью, рана оказалась не смертельной. В этом случае похоже, что пуля срикошетила.

По поводу обоих происшествий ведется следствие.

23.11.2004 , 10:53

"Миллион"


Написать комментарий