Известный латвийский дирижер рекомендует нам хоротерапию 1

*Совсем недавно свой юбилей отпраздновала дирижер известного в Латвии женского хора «Рута» Силвия Юхневича. Этой талантливой и энергичной женщине исполнилось 50 лет.*

Выглядит она гораздо моложе своего возраста, а ее душа светла и наделена какой-то особой мудростью . Возможно, секрет ее молодости и успеха в том, что она умеет любить.

Она по-настоящему любит свою профессию, своих хористов, своих детей, свой город Даугавпилс….

Выстраданное образование…

— Как Вы стали дирижером?

— Ой, я не только дирижер. В первую очередь, я человек, а еще — я учитель. У меня много увлечений, насыщенная жизнь. Недавно вот стала органисткой — играю в новофорштадтском костеле. Это у меня по генам пошло — потому что мой папа был настоящим дипломированным органистом, учился в консерватории еще при буржуазной Латвии, тоже играл в костелах. Я с шести лет начала учиться играть на фортепиано, окончила Даугавпилсскую музыкальную школу, потом училась у нас в Педагогическом институте на хоро-дирижерском факультете. А орган… Это, наверное, первое, чего мне в плане музыки захотелось самой лично. Все остальное было соткано из желаний родителей и моих возможностей.

В шесть лет мы с сестрой (мне шесть, ей — девять лет) регулярно ездили заниматься в музыкальную школу, которая тогда находилась на улице Молодежная. А ведь мы жили в Земгале, в деревне, шли три раза в неделю по два километра с автобуса… Это получилось выстраданное образование, выстраданное! Для нашей мамочки это было очень важно. Она радела о нашем образовании и всегда считала, что общеобразовательной школы для детей не достаточно — надо детям параллельно давать еще что-то. Было время, когда мне хотелось музыкальную школу бросить. Несчастной я была в четвертом классе, когда мне стало вдруг себя очень жалко — казалось, что жить с такой нагрузкой слишком тяжело.

Однажды я просто не выучила урока

— И что же случилось дальше?

— На самом деле все было банально — я просто не выучила урока, сказала преподавателю, что бросаю занятия музыкой. Потом сказала об этом решении маме. Мама на меня строго посмотрела и только ответила: «Думай сама!» После ее взгляда я поняла, что надо продолжать заниматься музыкой. Вообще, наша мама никогда на нас, детей (нас в семье четверо, и я — самая младшая), не давила. Она просто на нас смотрела…

И мы хорошо понимали ее взгляд. У меня вообще чудесные родители. Папа и мама, Донат и Эмилия Чунчуле, были из сельской интеллигенции: мама была преподавательницей латышского языка, папа преподавал музыку. У папы были хоры, он работал в районных школах. Последнее место работы — Земгальская школа, где училась и я. У его хора были очень хорошие показатели. А я… Я вообще очень долгое время не могла понять, как он умудрялся добиться таких высоких результатов. Как вообще можно научить детей петь, да еще на голоса! Еще и поэтому папа для меня был самым главным человеком, самым авторитетным человеком. Кстати, о моих родителях уже написана книга. Начинается все с маминых родителей — они все были учителями. У нас в семье вообще большая учительская династия, достаточно известная в Латгалии. У меня самой есть дочь и сын — они музыканты. У сына Ивара очень красивый голос, у дочки Вероники я уже сама учусь некоторым вещам… Они мне профессионально помогают. А мой внучек Янис — это моя самая большая радость в этой жизни. Вообще, все наши родственники поют в вокальном ансамбле «Анима» — семейственность.

Любовь к людям — это и есть самое главное

— Главное в Вашей жизни это…?

— Самое главное для меня — это вера в Бога. Все идет опять от родителей. Моя мама была учителем в советское время и, тем не менее, пронесла веру через всю свою жизнь. Очень просто и ненавязчиво. Она нас научила любить людей. И я считаю, что любовь к людям — это и есть самое главное, это и есть вера. Для нее тогда, для меня теперь — люди не делились по национальностям, по вероисповеданиям. Она была настоящей верующей — она считала, что любить нужно всех в одинаковой степени. Мама была для нас всех примером, умерла она в девяносто лет, в 2004 году. А папа умер в девяносто один год, в 1999 году. Для детей наши родители были и остаются — СВЕТОМ. Нам до них, правда, далеко… Но это образец для подражания. Да, главный постулат, вынесенный из детства — это любить и уважать! А еще — терпеть, уметь избегать конфликтов. Кстати, у меня всегда есть такое чувство, что все время кто-то ведет… У меня ведь никогда не бывает никаких планов — все получается как бы само собой. Приходит ощущение, что я должна сделать тот или иной шаг — и я его делаю. Так получилось и с музыкальным училищем. Там моим учителем стала Брока Тереза Антоновна. И я благодарна жизни за этот подарок — быть ее ученицей. Она остается моим учителем и сейчас. Это не только великий дирижер — это великий человек. У нее такая неутомимая энергия, такой оптимизм!

Люди отвечают взаимностью

— Вы помните свой первый хор?

— Я очень рано начала работать. И тоже благодаря Терезе Антоновне. Что было очень хорошо в советское время — была возможность работать. Я, пока училась, уже практиковала — вела женский хор Локомотиворемонтного завода. Да, работницы завода после рабочего дня приходили и пели. У них, правда, были какие-то льготы, прибавляли дни к отпуску. Мы каждый год участвовали в смотрах, занимали первые и вторые места. Надо, опять же, отдать должное советскому времени: хоровую традицию в Латвии сохранили. Мне было легко работать. И сейчас мне легко работать с людьми разных возрастов и разных профессий. Главное, повторюсь, их нужно любить и уважать. Люди чувствуют это отношение и отвечают взаимностью. И тогда — все пойдут за тобой. Еще меня многому научила работа с трудными подростками — долгое время проработала учителем и воспитателем в Стропской школе-интернате. И, опять же, ключик к этим сложным ребяткам — полюбить их! Другого секрета нет. И в школе-интернате у меня тоже был хор. Вот тогда, наверное, я и поняла, что мне надо работать с хорами. Что это МОЕ!

Потом был хор в школе №16. Мои милые ребятки — как прекрасно пели! Там я благодарна своему директору — Таисии Воронецкой. Я пришла работать в школу, и она сразу сказала: «Мне нужен хор!». И я ответила: «Хорошо, будет!» А раз сказала, то нужно делать. В 1995 году мой школьный хор стал лауреатом по республике. И я стала больше верить в себя как в дирижера. В 2001 мы уже пели на Празднике песни — были вторые по республике, а в 2005-м — уже первые. Я была так рада!

Хор — это хорошее лекарство для души

— Как судьба свела Вас с хором «Рута»?

— Мне поступило предложение дирижировать женским хором при Центре латышской культуры. Это было особенно почетное предложение, потому что этот хор — детище Терезы Броки. Я, правда, «взяла» хор не из ее рук, а из рук других людей. И передо мною стояла задача — восстановить все, как было при Терезе Антоновне. Было сложно. Очень! После детского хора… В нашем хоре поет разношерстная компания: мои родственники, много учителей музыки, мои хористы из шестнадцатой школы. Случается, что поет мама, а потом приводит петь подросшую дочку. Парочку лет я потратила на то, чтобы эти люди в меня поверили. Стали готовиться к смотрам, вскоре пошли первые результаты. В прошлом году мы были первыми среди женских хоров Латвии — есть чем гордиться. Мы участвовали уже в двух Праздниках песни, в следующем году ждем очередной Праздник.

Да, я оцениваю время по Праздникам песни… У нас теперь хороший и постоянный состав, очень светлые люди. Вообще, я могу только пожалеть того, кто не пел в хоре: это особенное состояние — когда все едины. Хор — это большой космос, и все в нем — звездочки. Космос, где все находится между собой в гармонии, где все сердечки звучат в унисон. Самый счастливый момент в моей жизни — когда я выхожу перед хором, чтобы дирижировать. Чувствуешь, как в твои ладони поступает тепло… Хор — это очень хорошее лекарство для души человека. Хоротерапию я рекомендую всем!

Елена ГЕДЮНЕ

16.08.2007 , 09:53

"Наша газета"


Написать комментарий

Спасибо Вам,милая Силвия!
Прочитала Вашу статью и поняла, что мы с Вами "одной крови":я тоже хормейстер, тоже -потомственный(моя мама была хормейстером и пианисткой от Бога и она для меня до сих пор - образец для подражания).Я тоже выросла в учительской семье:мама всю жизнь проработала в муз. школах и была заслуж.раб.культуры, а папа был заслуженный учитель профтехобразования и по его учебникам учился весь Сов.Союз. Живу я в Москве,работаю в ДМШ им. Бетховена со старшим хором; хормейстером в мужском хоре МИФИ(мы часто ездили в Прибалтику на Праздники Песни) и руковожу камерным хором "Маленькая капелла",который родился из выпускников моей муз. школы. У "Маленькой капеллы" есть свой сайт (smalcapella.ru) и в YouTube - файлы с нашими выступлениями в различных залах Москвы. Сейчас у нас тоже поют люди разных возрастов и профессий, и всё,о чём Вы написали в статье, мне очень близко. Спасибо!
С глубоким уважением к Вашей личности.
Лия.