«В мире есть вещи поважнее Латвии»

Ас мировой политики, директор Института проблем глобализации РФ, известный российский политолог, доктор экономических наук Михаил Делягин на днях дал эксклюзивное интервью «Нашей Газете».

В последнее время проблемы русскоязычных жителей Латвии становятся все острее. Республиканские газеты пестрят заголовками, что русские здесь никому не нужны – ни Латвии, ни тем более России.

Муссируется мнение, что русскоязычные жители Латвии давно стали разменной монетой в большой политической игре. А что думают об этом в самой России? О проблемах русских и об отношениях России и Латвии наш сегодняшний разговор с известным российским политологом Михаилом Делягиным.

Определенная слабость

— Итак, в Латвии новый президент. Ваши прогнозы на теперешнее развитие латвийско-российских отношений? Стоит ли ожидать их изменений? В какую сторону?

— Сами по себе избрание нового президента Латвии и ратификация после долгого перерыва договора о границе — признаки изменения во внутренней политике Латвии, которая начинает отходить от линии на жесткую конфронтацию с Россией. Это благоприятный признак.

Вместе с тем ожидать резких изменений не стоит. С одной стороны, Россия занята более важными для себя вопросами (в первую очередь сменой президента), с другой, Латвия как второстепенный член Евросоюза не является самостоятельным государством в полном смысле этого слова, и круг вопросов, которые можно обсуждать с ее руководством, ограничен.

Думаю, на первом этапе стоит ориентироваться на возможности сотрудничества Латвии с приграничными регионами России, а также с Москвой, нынешнее руководство которой питает к Латвии определенную слабость.

— Больной вопрос в последнее время: ратификация договора о границе между Латвией и Россией. Кто или что мешает этому процессу? Зачем он вообще нужен?

— Ратификация договора нужна для нормализации двусторонних отношений и улучшения отношений России с Евросоюзом. Это прекрасно, что латвийская сторона изменила свое отношение к данному вопросу на разумное. Думаю, через некоторое время Россия последует ее примеру, но некоторое время все же должно пройти: с одной стороны, мы ждали достаточно долго, и теперь ваша очередь подождать. С другой стороны — внешней политикой России занимаются сейчас не слишком компетентные люди, а некоторыми направлениями вообще никто не занимается. И, наконец, действительно, в мире есть вещи поважнее Латвии. Думаю, в Латвии понимают остроту вопроса о переходе власти в России в 2008 году и не обидятся на эту паузу, даже если она будет звучать не очень вежливо.

Мирное негодование

— Чего ожидать жителям Латвии в области экономических отношений? И здесь по-прежнему не будет бизнес-интересов России и будут только бизнесмены средней руки, которые не влияют на большую политику?

— Латвия не может быть для России экономическим приоритетом по трем причинам. Первое — общая незначительность ее экономики, второе — ее интегрированность в Евросоюз (то есть Латвия в любом случае будет играть по европейским правилам, а договариваться об их корректировке надо не с ней), третья — исчерпанность ее небольших конкурентных преимуществ (недвижимость на взморье подорожала до чрезмерного уровня, и инвестиции в нее утратили привлекательность, порты же Россия — из-за обструкционистской политики прошлых руководителей Латвии — в основном, построила свои и теперь должна загружать их, чтобы окупить вложения).

— То, есть, получается, что в принципе, латвийские политики в отношении русскоязычных и неграждан могут творить здесь, что захочется: таких санкций против Латвии, как было с Эстонией, нам ожидать не следует?

— Значимость Латвии для России не отличается от значимости Эстонии, и здесь нет принципиальной разницы. Латвийские политики могут творить все, что захочется, потому что Латвия не зависима от России — она сменила подчинение Москве на подчинение Брюсселю и теперь зависит не от нас. Думаю, что это хорошо для обеих сторон.

Но, разумеется, если латвийские политики совершат какие-либо действия, которые будут восприняты российским обществом как кощунственные или оскорбительные, Россия найдет способы довести до них свое негодование в мирной, но доступной и действенной форме.

Режим апартеида.lv

— Латвийская пресса часто пишет о том, что Россия отошла от решения вопросов русских в Латвии, от положения неграждан в этой стране. Мол, помощи этим русским ждать неоткуда и т. д. Это верная позиция? Что еще могла бы сделать Россия для русскоязычных жителей Латвии, кроме их участия в программе массового переселения соотечественников?

— В свое время проблемы русских в Латвии использовались разнообразными политическими спекулянтами нашей страны, в результате чего их так называемая «поддержка» не помогала, а вредила жителям Латвии. Мне еще лет шесть назад приходилось общаться в Латвии с людьми, которые буквально умоляли перестать бороться за их права, так как эта «борьба» российской бюрократии создавала для них колоссальные проблемы.

Я считаю, что русские Латвии не должны использоваться в качестве разменных монет в российских политических играх. И то, что правящая нашей страной тусовка все же перестала заниматься этим, представляет собой большой шаг вперед и само по себе заслуживает уважения.

Думаю, что через некоторое время мы сможем сделать и второй шаг вперед, перейдя к реальной защите прав русскоязычных жителей Латвии ради самих этих жителей, а не интересов российского бизнеса или бюрократии. Но для этого к власти в России должно прийти ответственное правительство.

Кстати, хотел бы предостеречь жителей Латвии от участия в программе переселения соотечественников — наша бюрократия редко что делает хорошо и не склонна к выполнению своих обязательств. Поэтому, еcли вы решились на переезд, проверьте все дважды и трижды.

Что касается помощи — прежде всего все неграждане Латвии, владеющие русским языком, должны получить право на приобретение российского гражданства просто на основании выражения соответствующего желания. Российских граждан же за рубежом мы должны защищать столь же последовательно, как это делают американцы.

В остальном мы должны поддерживать русскую культуру и изучение русского языка, укреплять культурные и хозяйственные связи с русскими общинами, включая, разумеется, и русскоязычных граждан Латвии. Права русскоязычных общин должны защищаться, в том числе и на дипломатическом уровне, а режим апартеида в Латвии и Эстонии должен быть превращен в кошмар Евросоюза и оставаться таковым до тех пор, пока он не будет превращен в нечто цивилизованное. Технологически это не очень сложно — было бы желание.

Нам бы Путина… Берите!

— Большинство простых жителей Латвии, смотря новостные программы центральных российских каналов, абсолютно уверены, что Путин — лучший президент в истории России. Сокрушаются: «Нам бы такого, вот это президент…» Это результат пропаганды, на Ваш взгляд, или это действительно так?

— Конечно, пропаганда имеет место. Но главная причина популярности Путина — естественная аберрация зрения, когда ему бессознательно приписываются результаты колоссального удорожания нефти, на самом деле не имеющие к нему никакого отношения.

Мое личное отношение к Путину крайне негативно именно потому, что, имея колоссальные возможности для модернизации страны, он фактически отказался от ее осуществления, по сути дела отдав Россию на растерзание своим друзьям и знакомым. Однако он достаточно ловок и эффективен в вопросах укрепления власти, и ему удалось создать механизм, в принципе пригодный для авторитарной модернизации. Поэтому, если в результате системного кризиса к власти сможет прийти ответственный лидер, он сможет использовать основы созданной Путиным государственной машины — и в этом безусловная историческая заслуга последнего, забывать о которой было бы необъективно и не справедливо. Я не являюсь патриотом Латвии, мне ее не жалко и поэтому я не возражал бы против превращения Путина в ее президента. С другой стороны, на фоне прошлых руководителей Латвии Путин, возможно, действительно выглядит как выдающийся, эффективный и добросовестный политик. В этом отношении жителям Латвии виднее.

— Михаил Геннадьевич, роль Латвии в мировых политических интригах: кто сегодня, на ваш взгляд, манипулирует правительством Латвии, кто влияет на отношения между Латвией и Россией?

— Я предпочел бы говорить не об интригах, а о развитии и конкуренции. Они включают в себя интриги, но все-таки шире их.

Роль Латвии в мире сегодня, действительно, незначительна. Насколько я понимаю, она пыталась идти по пути Польши — получать экономические выгоды от Евросоюза, а политические — от США, обеспечивая свою независимость от европейских спонсоров за счет реализации американских интересов против них. Но Латвии сложно играть такую роль. Думаю, преобладающим влиянием в Латвии будет европейское. Однако отношения с Россией будут развиваться при огромном влиянии предрассудков и комплексов, характерных для латышской хуторской культуры, с одной стороны, и для коррупционной и неэффективной российской бюрократической культуры, с другой. Внешние манипуляторы, будь то Брюссель или Вашингтон, будут всего лишь пользоваться уже имеющимися предпосылками.

Аутсайдеры ЕС

— ЕС сегодня требует от Латвии очень жесткой политики, особенно в области экономических вопросов. Ваш прогноз на будущее Европы в целом и восточной Европы — в частности?

— Сейчас уже ясно, что интеграция Восточной Европы прошла не так успешно, как предполагалось. Фактически она свелась к скупке восточноевропейских экономик западноевропейскими. Население живет весьма трудно и испытывает определенное разочарование. Кроме того, произошло резкое сужение горизонта повседневной жизни. Скажем, Прибалтика была самой развитой частью огромного мира — СССР. Этот мир был не демократичен, но он был огромен, а прибалты — и эстонцы, и латыши, и литовцы — заслуженно гордились собой, и их гордость разделяли и укрепляли жители всех остальных регионов. Мне приходилось в Западной Сибири ездить по дороге, о которой местный начальник с гордостью говорил, что она такая хорошая, потому что ее строили эстонские рабочие. Он не имел никакого отношения к Эстонии и даже ни разу там не был, но он через 15 лет после распада СССР гордился, что эстонцы работали не где-нибудь, а именно в его районе. Сегодня же Прибалтика — не наиболее, а наименее развитая часть Евросоюза. Наименее развитый — значит наиболее бедный. Результат — массовая депрессия. Люди, совсем недавно ощущавшие себя лидерами мира, стали аутсайдерами. Этот психологический удар и его последствия сейчас не понимают в России.

Думаю, эти проблемы будут усиливаться. К тому же, разнородность Евросоюза порождает жестокий внутренний кризис управляемости, который пока даже не осознается. При всем уважении к Латвии, назначать ее представителя комиссаром по энергетике — значит превращать Евросоюз в посмешище, так как Латвия никогда не занималась энергетикой, и это назначение по осмысленности напоминает назначение, например, финна — главным специалистом по проблемам пустынь. Я отношусь к перспективам Евросоюза с благожелательным пессимизмом: мне хочется верить, что в Европе все будет нормально, но пока я не вижу для этого предпосылок.

P.S. Редакция «Нашей Газеты» благодарит Творческое объединение «ТВ-Пресс» за помощь в организации интервью.

КСТАТИ

ДЕЛЯГИН Михаил Геннадьевич, 39 лет

  • Директор Института проблем глобализации с 1998 года, доктор экономических наук.
  • Родился в Москве в 1968 году. Окончил с отличием экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова.
  • 1994-1997гг — аналитик группы экспертов Президента РФ Б.Н.Ельцина, затем — руководитель Аналитического центра группы «Коминвест», главный аналитик Аналитического управления Президента Российской Федерации, референт помощника Президента Российской Федерации по экономике.
  • В 1998 году создал и возглавил Институт проблем глобализации; член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) с 1999 года.
  • Автор 5 монографий и более 350 публикаций (в том числе в США, Японии, Германии, Китае, Франции, Индии, Югославии и других странах).

16.08.2007 , 09:46

"Наша газета"


Написать комментарий