Бизнесом заниматься не почетно

Львиная доля всех предприятий в Латвии — это малый и средний бизнес. Они дают около 50% ВВП и наибольшую часть рабочих мест в стране. О том, почему предпринимательская деятельность не почетна, "Вести Сегодня" рассказывает президент Ассоциации малых предприятий Айдын Аскеров.

— Регистр предприятий трубит тревогу: львиная доля предприятий не прошла перерегистрацию. Большая часть из них, соответственно, малые и средние.

— Да, примерно только треть предприятий перерегистрирована. В Риге 37% предприятий не прошли регистрацию. Единственный район в Латвии, где все в порядке, Краслава.

— Как вы это можете объяснить?

— Заниматься бизнесом у нас не почетно. По количеству предприятий наша страна занимает последнее место в Европе: на тысячу жителей у нас приходится всего 18 предприятий. У Литвы и Эстонии совсем другие показатели: 27 и 32 соответственно. Европейский показатель — 50 на тысячу жителей, в США — 80 на тысячу.

Средний класс в Латвии — очень тонкая прослойка. Так, если примерно 3% составляет элита, то средний класс — не больше 10%. Приведу и такую цифру: лишь 21% занятых в малом и среднем бизнесе в Латвии имеют высшее образование.

Большую роль играет и то, что у нас высокая безработица. Условно общество можно разделить так: 30% у нас занимается бизнесом, еще столько же живут за счет дотаций и пособий, и еще треть — за счет других. В результате в стране низкая собираемость налогов.

— Безработица в Латвии высокая, потребление растет, система кредитования развита — почему, по–вашему, не идут у нас в бизнесмены?

— Причин несколько. Одна из них — отсутствие достаточной защиты малого и среднего бизнеса со стороны государства. Вторая причина — неблагоприятная предпринимательская среда. Еще можно упомянуть низкую платежеспособность населения: цены в Евросоюзе в 1,5 раза выше, чем в Латвии.

— А конкретнее? Какой поддержки со стороны государства ждет малый и средний бизнес, чем не устраивает предпринимательская среда?

— Скажем, у предпринимателей нехватка оборотных средств, система кредитования хромает. Опять же платежеспособность населения низкая. Общая ситуация в стране неблагоприятная для ведения предпринимательской деятельности.

— О чем именно идет речь, можете конкретизировать? Это пробелы налогового законодательстваŁ

— Налоговое законодательство тоже тормозит развитие предпринимательства. Правда, у нас низкие налоги по сравнению с Евросоюзом.

— Что же тогда тормозит?

— У нас очень дорогие энергоносители. Слабо развитое производство, отсутствие современных технологий, инноваций. То есть нет сфер, где предприниматели могли бы себя реализовать, применить свои силы.

— Давайте по порядку. Конкретно в налоговом законодательстве что не устраивает малый и средний бизнес?

— Во–первых, нужно поднять планку. То есть при сборе налогов нужен дифференцированный подход: есть микро- и малые предприятия. На начальной стадии развития предпринимателей надо освобождать, как и было в 1991–1993 годах, от уплаты налогов на два года, пока не встанут на ноги. Для малых предприятий необходимо уменьшить ставку или вобще не облагать их налогом с оборота.

— Как вы себе это представляете? 99% всех предприятий в Латвии — это малый и средний бизнес. И вы предлагаете не облагать их подоходным налогом с предприятий, который и так является одним из самых низких в Европе — 18%?

— А потому что у них ситуация очень тяжелая! У них нет оборотных средств, как у крупных предприятий. Система кредитования не до конца продумана. Так, скажем, без залога никто не выдает кредит. Надо сделать так, чтобы, например, 5 тыс. Ls давали без залога. Раньше было 2 тыс. Ls, но этот потолок надо повысить, снизить проценты, снять комиссионные. Сделать так, чтобы, скажем, из 150 предприятий 100 могли получить кредит.

Еще одна серьезная проблема бизнеса в Латвии: большие предприятия не инициируют создание малых. Вот, к примеру, как в Японии было в 50–е годы: огромный концерн Mitsubishi, который производил суда, вооружение. Что они делали? Создавали массу дочерних предприятий, которые производили сборные детали: винтики, шурупы и т. д. То есть необходимо развивать франшизу. Она у нас не развивается. И причин тому опять же много.

Потом, предприниматели у нас нецивилизованные. Поэтому надо дать им возможность получать больше различных консультаций. Отчасти эту проблему снимет программа развития малого и среднего бизнеса с 2002 по 2006 год. Она предусматривает очень большие деньги на эти цели. Но, в принципе, мы их не получаем — в этом вся проблема. Есть государственная программа, но она не работает.

— Министерство экономики заверило, что данная программа не повторит судьбу двух предыдущих и не останется только на бумаге. Такой оптимизм чиновники главным образом объясняют тем, что основную часть денег удастся привлечь из структурных фондов Евросоюза.

— Ну, обещать они обещают. Но вы видите, что получается: больше деклараций, чем каких–то конкретных действий. Хотя есть и положительные моменты: был создан Совет малых и средних предприятий — связующее звено между минэкономики и предпринимателями.

— На его счету уже есть какие–либо достижения?

— Мы очень успешно работаем с Hipoteku un zemes banka в сфере кредитования предпринимателей и даже выдачи беззалоговых кредитов. Хотелось бы, чтобы Латвийское агентство инвестиций и развития так же эффективно сотрудничало с нами. Но, к сожалению, как видите, только в начале сентября они начали принимать заявки на получение софинансирования из структурных фондов ЕС.

— Многие программы получения софинансирования из фондов ЕС уже закрыты. У вас есть прогнозы, сколько примерно из доступных Латвии более 600 млн. латов удастся освоить?

— Могу сказать, что ситуация с получением финансовой поддержки очень тяжелая. Понимаете, сложилось впечатление, что Европа нам полностью поможет. Но ведь необходимо вкладывать и свои деньги, предпринимателям надо подумать и о том, как их потом отдавать. Считаю, что необходимо определить приоритетные направления для развития бизнеса, создать инфраструктуру.

— Вы больше говорите о том, что следовало бы учесть правительству при разработке программы распределения средств Евросоюза, но она уже разработана. Как обстоит дело непосредственно с освоением денег?

— Есть несколько программ. Первая — для начинающих предприятий, которые работают не более двух лет. Они могут получить кредит до 10 тыс. Ls под проценты не выше 7–12%. Есть категория предприятий, которые уже себя зарекомендовали как рентабельные, они также могут претендовать на софинансирование структурных фондов.

Далее финансовую поддержку могут получить компании, где руководитель женщина или 75% персонала — женский пол. И последнее: на деньги ЕС могут рассчитывать так называемые депрессивные регионы — такие как Латгалия и т. д.

16.11.2004 , 12:59

"Вести сегодня"


Написать комментарий