Бюль-Бюль-оглы не любит людоедов

Хорошо известный рижанам живописец Ариф Магеррамов оказался еще и талантливым мультипликатором - сценаристом, художником и режиссером.




В Киногалерее автор показал пять своих анимационных фильмов, снятых в период с 1983 по 2003 годы в Азербайджане. Последний из них, «Басат и Тепегез» (2003) поразил публику – своим искусством и своей судьбой.

Азербайджанский художник Ариф Магеррамов рижанином стал давно. Здесь писал свои картины, выставлялся, но далеко не все знали, что он окончил ВГИК и вместе со своей женой, художницей Еленой Голубевой, снимал мультипликационные фильмы в Баку. В Риге денег на кино Арифу раздобыть никак не удавалось. Родина в этом смысле оказалась щедрее. Но Лена – рижанка, поэтому семья жила в столице Латвии, где рождались и подрастали сыновья.

В искусстве Ариф силен и интересен своими национальными корнями – и в живописи, и в мультипликации. Восхищает его лента «Гаравелли» (1990), что в переводе значит «Абракадабра». Причудливо фантастическая, с превращениями людей в чертей, в предметы, в животных и наоборот – остроумное смешение сказки и были, почти бытовой абсурд.

На абсурд похожа история с «Басатом и Тепегезом», фильмом, снятым по мотивам древнего азербайджанского эпоса на созданной Арифом в Баку компьютерной анимационной студии. Эта легенда перекликается с гомеровской «Одиссеей». В ней рассказывается об усыновленном шахом ребенке волшебницы-пери и пастуха. Младенец Тепегез был одноглазым циклопом и, когда вырос, стал жрать людей без разбору. Но в конце концов получил по заслугам – вскормленный львицей царский сын Басат его прикончил.

Автор же получил то, чего никак не ожидал. Министр культуры Азербайджана, некогда известный советский композитор Полад Бюль-Бюль-оглы, встретил картину в штыки: мол, многовато будет секса и насилия для мусульманского зрителя. Признаем, было чуть-чуть того и другого, но в очень корректных дозах. А Полад Бюльбюльевич отменил премьеру и не пустил фильм в прокат.

Судьба ленты, что называется, повисла в воздухе, а ее автор вернулся в Ригу – писать картины. Снимать кино здесь ему не светит.

Художник из Закавказья при всем своем таланте, популярности, миролюбии и желании войти в местную художническую среду не встретил в прохладной Латвии настоящего ответного тепла.

Талантливый художник поневоле вынужден обращать взор на свою южную родину-мать. Его персональная выставка в Лондоне (1998) устраивалась от Азербайджана, но не от Латвии. И фильм про циклопа финансировал Баку. И вот – обидный облом.

Похоже, жизнь подтверждает слова поэта, что «запад есть запад, восток есть восток», и на двух стульях между Ригой и Баку усидеть весьма сложно. Пересесть, что ли, в российское кресло? Но там его тоже никто не ждет. Настоящие «гаравелли» получаются.

16.11.2004 , 11:03

chas-daily.com


Написать комментарий