Европа показала язык 1

Латвия пытается обжиться в новом Союзе, даже на рынке недвижимости старается играть по новым правилам. Однако, увы, все упирается в проблему: большинство жителей нашей страны еще не готово к тому, что, скажем, для немца или какого–нибудь скандинава считается нормой.

При выборе квартиры или дома, даже решая вопрос — покупать жилье или арендовать, мы кардинально отличаемся от людей Запада. Об этом и зашла речь в беседе с членом координационного совета объединения ЗаПЧЕЛ, распорядительным директором фирмы по недвижимости Takss Эдуардом Жемайтисом–Дзицевичем.

Аренда — наше будущее?

— Известно, на Западе к аренде квартир и домов относятся нормально. Внаем берут чаще, чем покупают. Однако у нас все наоборот. Сегодняшнее отношение к аренде у нас неевропейское, негативное. Почему? Играет роль психологический фактор: если я плачу за аренду, значит, кому–то отдаю деньги, а приобретаю недвижимость — и она моя.

Это ошибочное мнение. Ведь сейчас 80–90 процентов недвижимости приобретается не за свои деньги, а за счет банка. Соответственно, не заплатишь в срок — придется съезжать. Но ведь и с арендованной квартиры в таком случае надо съезжать! На самом деле нынешняя ситуация такова, что действительно брать в аренду страшновато. Но это временно, вскоре отношение изменится, да и ситуация на рынке станет стабильнее, — пророчит Эдуард Жемайтис–Дзицевич. Другой вопрос — теперь в аренду сдают только эксклюзивные, очень дорогие квартиры и дома. Снова большой прокол у владельцев недвижимости. Богатые люди теперь, сравнивая цифры, предпочитают покупать себе жилплощадь, нежели кому–то переплачивать, а самому оставаться ни с чем. Куда страшнее людям с достатком ниже среднего: они и в аренду эксклюзив взять не могут, а уж купить квартиру — тем более.

— Все это лишний раз доказывает: у нас рынок не устоялся. Взаимоотношения игроков — покупателей и продавцов — довольно странные, когда каждый хочет просто урвать, а что будет потом — неважно. Нет здравого смысла. Люди выставляют взятые с потолка цены на недвижимость. Собственник — это человек, который готов требовать и требует сверхприбыль со своего имущества, считает необходимым сдать квартиру подороже, продать по завышенной цене. Если же говорить о собственнике, к примеру, в Германии, то там за все берут адекватные деньги. Да и цены на квартиры, которые продают бюргеры, очень разные. Причем вовсе не значит: если рухлядь — то дешево, а “конфетка” — дорого, просто уровень квартир разный, от этого и цена выставляется. Кроме того, в Германии в цену автоматически входят и аренда, и коммунальные услуги. У нас же цены на аренду теперь растут, поэтому и предлагают: 50–60–100 латов — аренда помещения плюс коммунальные платежи. Это неправильно, — подчеркивает собеседник.

Еще проблема: большинство частных домов у нас находится в аварийном состоянии. Когда же дом в отличной или хотя бы удовлетворительной форме, его хозяин считает своим долгом до беспредела поднять арендную плату. Даже специалисты частенько хватаются за головы, берут в руки калькуляторы, считают и понимают: мышление нынешних собственников, решивших заработать на жилье, не поддается никакой логике! Однако на вопрос: “Когда у нас окончательно сложится арендный рынок?” — ответить крайне сложно, если вообще возможно. А уж тем более затруднительно сказать, когда у нас станут заниматься недвижимостью так же, как и на Западе.

Березы спилили, а озеро зарослоŁ

Но вот мы накопили деньги или взяли кредит в банке, начинаем себе выбирать квартиру, дом или земельный участок под него. И здесь мы разительно отличаемся от Европы, куда со свистом влетели.

— Маклеры практически в каждом объявлении в газетах или интернет–сайтах почему–то чуть ли не на первое место выносят “красивый вид”: озерцо, березки под окнами. Однако на это клевать не стоит хотя бы потому, что “красивый вид” частенько повышает цены на недвижимость. Да, я жил в Лиепае, из окна я видел березу, это меня завораживало. НоŁ

На Западе, по словам Жемайтиса–Дзицевича, во-первых, торговцы недвижимостью не повышают цены в зависимости от вида из окна, а во–вторых, покупатели или арендаторы на “озера и березки” смотрят чуть ли не в последнюю очередь. Для европейца наиболее важны собственно дом или квартира, хотя, разумеется, в загазованных промышленных центрах жить никто не желает, но это опять же не главное.

— Хотелось бы предостеречь людей, которые, приобретая недвижимость, идут на поводу у стереотипов. Обратите внимание, теперь в центре города частники постепенно застраивают зеленые дворики, скверы, любимые площадки с березками. И получается: купил квартиру с отличным видом из окна, а через пару лет вместо него вырастает железобетонная коробка. Естественно, за утрату красивого вида никто деньги возвращать не станет. Вдобавок кто даст гарантию, что озерцо возле вашего дома с годами не зарастет, а столь любимые деревья не высохнут и не рухнут на ваше окно во время урагана. Сейчас при выборе жилья будьте предельно внимательны, взвешивайте каждую деталь, любую мелочь и только потом покупайте квартиру или дом, — подчеркивает профессионал.

Вот и получается, что попали мы в Союз, гонимся за всеми плодами ЕС, выдыхаемся, садимся, хватая ртом воздух, на обочину цивилизации, а Европа спокойно так разворачивается, смотрит в нашу сторону и язык показывает: силенок–то, мол, не хватает. И трезвого отношения к действительности — тоже.

15.11.2004 , 13:26

"Вести сегодня"


Написать комментарий

В Норвегии - красивый вид из окна может стоить 10-20% от стоимости жилья,

особено если ето вид на фьорд. Потому что это - качество жизни.

Вид ведь потом себе не починешь и не прикупишь.