Экстремисты наступают

На карте Евросоюза появилась новая "горячая точка" — это председательствующее в ЕС Королевство Нидерланды! Еще недавно демократический рай превратился в место религиозного экстремизма и даже терроризма!

Катализатором вспышки насилия стало убийство известного режиссера Тео Ван Гога — кстати, праправнука знаменитого художника Винсента Ван Гога! Символично, что именно в этой стране прошла конференция министров интеграции стран ЕС. В ней принял участие и наш министр — Нилс Муйжниекс.

– Г–н Муйжниекс, конференция министров интеграции, судя по всему, проходила в обстановке, приближенной к боевой?

— В ходе конференции голландский коллега регулярно брал слово, чтобы сообщить нам новые подробности операции против предполагаемых террористов — представителей исламских радикальных организаций. Как известно, операция проводилась спецслужбами и полицией в Гааге при поддержке с воздуха! Были задействованы даже боевые вертолеты. Обстановка в обществе Нидерландов действительно накалена — после убийства режиссера Ван Гога. Сейчас самая актуальная проблема в этой стране — как европейцам сосуществовать с мусульманами. В Нидерландах, как оказалось, довольно много именно радикально настроенных мусульман — исламистов. Но всем здравомыслящим людям ясно, что только одними полицейскими мерами решить проблему невозможно. Нужна та самая спасительная интеграция. Применительно к Нидерландам, как было заявлено на конференции, необходим диалог власти с умеренными мусульманскими организациями. Понятно, что умеренным мусульманам легче найти общий язык со своими единоверцами — постоянными жителями Нидерландов. Параллельно с интеграцией в общество местных мусульман власти, вероятно, примут комплекс мер по снижению влияния приезжих имамов на соплеменников в Нидерландах. Дело в том, что в эту страну для проповедей приезжают имамы из арабских стран — их деятельность финансируется именно этими арабскими государствами. И зачастую эти имамы и выступают в мечетях с радикальными воззваниями. Сейчас развернулись дискуссии, не стоит ли Нидерландам финансировать работу местных имамов, которые не так радикальны.

Правоохранительные органы ряда стран ЕС пришли к выводу, что для эффективного противостояния исламистам необходимо сотрудничество со спецслужбами мусульманских стран — Марокко, Туниса, СомалиŁ Как показывает практика, зачастую спецслужбы арабских стран знают своих радикалов лучше, чем их европейские коллеги. И эти страны сами ведут борьбу со своими экстремистами. Ясно, что проблему исламского радикализма в Европе быстро решить не удастся.

В общем, нашим голландским коллегам, занятым интеграцией, сегодня не позавидуешь. Все–таки в Латвии ситуация в общем благополучная. Я, в отличие от голландского министра интеграции, не хожу с вооруженным телохранителем. Да, в Амстердаме к министру интеграции приставлена охрана!

Если говорить о содержании самой конференции, то на ней были определены главные задачи интеграции в странах ЕС. Эти задачи актуальны и для Латвии. Прежде всего нам нужно продолжить процесс взаимообогащения и диалога между общинами. Интеграция невозможна только в одностороннем порядке, то есть латыши и нацменьшинства должны идти навстречу друг другу. На форуме все участники признали, что для интеграции важно владение нацменьшинствами госязыком, необходимо получение образования на должном уровне. Конечно, для всех европейских стран актуальной проблемой становятся экстремизм и угроза терроризма. Причем одинаково опасны как мусульманский радикализм, так и неонацизм и движение скинхедов. Если мы говорим о Латвии, то мы пока, к счастью, с радикальным исламизмом не столкнулись. Но зато у нас имеются местные экстремисты — и в среде латышей, и в нелатышской части населения. Опять–таки, к счастью, экстремистских организаций в Латвии мало и они достаточно слабы. Кроме того, они проявляют себя ПОКА только на словесном уровне. Но бдительность терять нельзя. “Словесный” экстремизм всегда может превратиться в физический, то есть с конкретным применением силы. И здесь, конечно, нашим спецслужбам и правоохранительным органам необходима юридическая база, чтобы они могли привлекать радикалов к ответственности. На конференции прозвучала очень важная новость: в комиссариате ЕС по юстиции идет работа над проектом директивы, запрещающей разжигание вражды. Надеюсь, что эта директива будет принята, и тогда она станет обязательной и для Латвии. На ее основании можно будет ужесточить наказание за межнациональную рознь.

Сейчас, как мы видим, нашим службам безопасности трудно найти правовые основания для возбуждения уголовного дела по факту разжигания розни. Необходимо внести в закон более четкие определения, что мы понимаем под попытками разжечь межнациональную рознь.

— Вы не опасаетесь, что в новом правительстве ваш секретариат могут сократить?

— При желании можно найти повод, чтобы любое министерство сократить. Остается уповать на здравый смысл политиков. Интеграция — это крайне важный и не краткосрочный проект, тема взаимоотношений разных народов, живущих в Латвии, тема вхождения в общество новых жителей Латвии будет актуальна еще долгие–долгие годы. Надеюсь, что это понимают и представители всех партий, которые сегодня ведут переговоры о формировании нового правительства. По крайней мере, я не слышал о том, что какая–то партия хочет мой секретариат ликвидировать. Я лично готов продолжать начатую работу.

— А вы уверены, что ваша Первая партия будет представлена в следующем правительстве?

— На сегодняшний день выглядит все так, что мы будем и в следующем правительстве. Но все может случитьсяŁ Я думаю, что ясность наступит уже после 22 ноября, когда президент проведет консультации со всеми сеймовскими фракциями и когда будет назван кандидат в премьеры.

15.11.2004 , 13:24

"Вести сегодня"


Написать комментарий