«Путь в Россию лежит через границу с Россией»

Двум странам пора избавиться от психологических комплексов и обсудить больные вопросы

В конце прошлой недели в Риге прошла конференция, посвященная отношениям стран Балтии и России в контексте Евросоюза и НАТО, которая собрала видных политических экспертов Европы и России. Один из них, председатель фонда аналитических программ Экспертиза Марк УРНОВ убежден, что сложности взаимоотношений Латвии с восточным соседом обусловлены исключительно психологическими причинами.

Страх — плохой советчик

— Разделяете ли вы мнение многих российских политиков о том, что расширение НАТО на Восток угрожает безопасности России?
— Это опасения лишь некоторой части российской власти, которая еще склонна рассматривать Запад как опасность, а не как стратегического партнера. В то же время другая часть элит придерживается принципиально иной точки зрения: расширение НАТО нам не грозит.
А геополитическая опасность, если она и существует, находится не на Западе. Безусловно — на южной границе. Некоторые эксперты говорят и о долгосрочной потенциальной опасности со стороны Китая, но уж никак не со стороны Запада.
— Под разными элитами вы подразумеваете “силовиков” и “гражданских” политиков?
— Не совсем так. Проблема в том, что у России сейчас вообще нет внятной отточенной политики в отношениях с ЕС и НАТО. Что касается лично меня, то я совершенно не считаю приближение НАТО к российским границам угрозой. Более того, что касается взаимоотношений со странами Балтии, я уверен, что их вступление в ЕС и НАТО будет способствовать решению многих проблем. Присоединение к этим организациям снимает огромное количество психологических комплексов. Это боязнь того, что “большой брат” вернется, оккупирует, будет давить, выкручивать руки…
Страх — плохой советчик, и мы теперь сможем строить более конструктивные отношения. Для России подобные изменения тоже полезны, имея в виду раскол элит. Это немного утихомирит ту часть политиков, которые делают себе карьеру за счет экстремистских высказываний. Одно дело говорить пакостные речи, когда балтийские республики гуляют сами по себе, другое — когда они в ЕС и НАТО. Такого рода заявления в этом случае воспринимаются как полная глупость.

Послеразводный процесс

— В то же время от официальной российской власти Латвия слышит лишь критику и упреки, что, естественно, у наших политиков вызывает ответную реакцию. Создается впечатление, что выхода из этого замкнутого круга нет.
— Ну почему же. Вот встречался новый посол России с министром иностранных дел, и, как сказал министр, посол настроен на конструктивные отношения. Времена меняются. Все, что я говорил о комплексах стран Балтии, можно отнести и к России. Россия и Балтия переживают послеразводный синдром. Начинаются взаимные переживания с претензиями, в том числе имущественными. Ты от нас ушел, ты виноват! Да, я от тебя ушел, потому что ты мне давно не нравился!
И так далее. Ясно, что вокруг таких отношений появлялись и будут появляться люди, которые на этом хотят сделать свою карьеру.
Понятно, что преодолевать комплексы можно и нужно. Но, увы, существуют и такие проблемы, которые решить невозможно. Это разномасштабность взглядов на политические процессы в мире. Наиболее болезненный вопрос — Вторая мировая война. Ясно, что для любого россиянина это борьба с гитлеровской Германией не на жизнь, а на смерть, в которой, чтобы страна могла выжить, любые средства хороши.
А для латыша, литовца, эстонца Вторая мировая война воспринимается совершенно по-другому: два гиганта в кованых сапогах схлестнулись друг с другом, а кованые сапоги пришлись как раз на территорию этих стран, где маленький народ возделывал свои садики. Доказать латышу, что точка зрения россиянина единственно правильная, невозможно, и наоборот. Что мы можем сделать? По крайней мере, понять, что такие точки зрения существуют, и учитывать в своей политике. Пока люди боятся об этом говорить, пока не начат конструктивный диалог по самым больным темам, они решены не будут.

Напряженность стала спадать

— А что вы скажете по поводу ситуации с нацменьшинствами, которую постоянно поднимает Россия?
— Еще одна проблема, которая мешает жить, — отсутствие объективной информации. По поводу русскоговорящего населения в Латвии существует как минимум три точки зрения. Первая — экстремальная — наших бьют, а весь мир закрыл глаза. Вторая — ничего вообще не происходит, гармония, благодать. И третья — проблемы есть, их надо решать. И это самое правильное. Ведь есть определенные сложности у тех, кто приехал сюда во время СССР? Есть. Есть у части русского населения жесткая позиция: не желаю учить этот язык? Есть. Разрешима ли проблема? Разрешима. Я помню Латвию советских времен, когда русская речь вызывала здесь стойкое отторжение. А сейчас я обращаюсь к людям по-русски, и они вполне дружелюбно мне отвечают. Напряженность стала спадать. Сразу проблема не решится, но работать надо. Важно не дать монополизировать эти больные темы тем, кто на них спекулирует и не хочет решать.
— Возможно, заинтересованность в такой ситуации объясняется экономическими причинами?
— Не знаю. Существует мнение, что радикальная русская оппозиция в Латвии подпитывается латышскими предпринимателями, которые заинтересованы в том, чтобы здесь было не очень спокойно и чтобы держались низкие цены на недвижимость. Есть такие конструкции. Так это или нет, не имею понятия. Объективно говоря, не может быть никаких экономических претензий у России к Латвии.
— В Латвии существует мнение, что наладить отношения с Россией нам поможет Евросоюз. Согласны вы с тем, что наш путь в Москву теперь лежит через Брюссель?
— Путь в Россию лежит через границу с Россией. Надеяться, что все решит брюссельская бюрократия, — глупо, у нее свои законы. Необходимы прямые контакты со здравомыслящей частью российской политической элиты. Нет никакого другого пути. Отношения Латвии и России носят характер сугубо личных. Так их надо и решить.

15.11.2004 , 10:32

Анна НОВИЦКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий