Игорь Левитин: «Мост нужно строить с двух сторон»

«Первое заседание латвийско-российской межправительственной комиссии завершилось вполне успешно, все намеченные сторонами вопросы обсуждены, теперь нужно просто работать – восстанавливать, а точнее, выстраивать заново мост двусторонних экономических отношений», – подвел итог визита в Ригу российский сопредседатель МПК и министр транспорта РФ Игорь Левитин в эксклюзивном интервью «Часу».

Быстрых результатов не будет

- Ждать быстрых результатов наших переговоров не стоит, потому что нам нужно было ревизовать перспективы всех проблем в российско-латвийских отношениях, чтобы определить общность стратегических целей. В оперативном режиме будут трудиться три рабочие группы. Две – по гуманитарным и экономическим вопросам – были сформированы заранее, но в ходе переговоров было решено вывести из экономического блока и сформировать группу по вопросам развития транзита, так как основной акцент делается на транспорт и пограничные переходы.

Нынешнее едва ли не критическое положение на границе – не вопрос нашей рабочей группы. Она лишь определяет цели, задачи и формирует нормативно-правовую базу. Оперативные вопросы решаются на уровне министров транспорта, чем мы и занимались с г-ном Шлесерсом. Важно не просто создать условия для застрявших в пробке людей, а ускорить продвижение грузов.

Но это проблема не Латвии и России, а Евросоюза. Диверсификация транспортных маршрутов в сторону России должна регулироваться из Брюсселя. Однако пока перевозка грузов идет хаотично и пограничные КПП не готовы к такому потоку. Нет в этом вины только России, проблемы зарыты на территории Евросоюза, и я попросил г-на Шлесерса обратить на это внимание еврокомиссара г-на Барока. Но слишком уж нерасторопны евроструктуры.

- Во время мартовского визита латвийского премьера г-на Калвитиса в Москву было озвучено намерение довести перевалку контейнеров через латвийские порты до одного миллиона условных единиц в год, но латвийская транспортная инфраструктура – автомобильная, железнодорожная – испытывает сложности с вывозом нынешних 170 тысяч. Готова ли российская сторона, российский бизнес участвовать в ее совершенствовании?

- В советские времена была выстроена транспортная логистика, в портах формировались грузопотоки, которые автомобилями или по железной дороге направлялись по адресам на территории СССР. Потом эта логистика обрушилась, появившиеся пропускные пункты раздробили ее, а российские порты оказались не готовыми к приему адресованных России контейнеров. Но уже в прошлом году через наши порты прошло 420 миллионов тонн грузов – столько же, сколько переваливали все советские порты. Но грузопоток увеличивается, и мы уже к 2010 году нарастим мощности в наших портах, а к 2015 году сформируем все необходимые пропускные способности.

- А как впишутся в транспортную цепь латвийские порты?

- По сравнению с германскими или голландскими латвийские порты неконкурентоспособны – мешают проливы, недостаточны глубины гаваней. Из-за этого контейнеры на гигантских контейнеровозах приходят в Гамбург или Роттердам, там перегружаются на более мелкие суда и направляются в балтийские порты.

Латвийские порты, безусловно, могут принять миллион контейнеров, но без участия Евросоюза мы их сегодня по автомобильным дорогам не вывезем. И мы предложили вывозить из трех ваших портов не автомобилями, а по железной дороге. Но и Латвийская железная дорога к такому объему не готова, потому мы и приняли решение о создании здесь филиала нашей крупной контейнерной компании, который выстроит терминалы и займется вывозом контейнеров, формируя грузопотоки. Вот вам и участие российского бизнеса! А к 2015 году мы намерены принимать в балтийские порты четыре миллиона контейнеров.

Вентспилс упустил время

- Латвии что-то достанется?

- Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и из России грузы через свои порты. Процентов 30 – а это 200 – 250 миллионов тонн – придется на порты Украины, стран Балтии. Но стратегические грузы, в частности энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы.

- Значит, вентспилсским терминалам ничего не достанется даже в отдаленном будущем? Лет пять назад была идея сделать Вентспилс российским портом, как голландский Роттердам фактически является немецким портом. Будет ли российское правительство помогать своим бизнесменам, если те, конечно, захотят, прийти в тот же Вентспилс?

- Право выбора, где и с кем работать, остается за бизнесменом. Но мы будем делать российские порты более привлекательными, чтобы наши предприниматели не искали лучшие условия в иностранных портах. А Вентспилс упустил время, упустил возможности удержать российские грузы. Его нишу уже заняли другие, тот объем грузов, на который порт когда-то рассчитывал, ему не вернуть.

- А правовая база готова к грядущему сотрудничеству наших стран?

- Мы уже подготовили пакет законов, нужных нашему совместному бизнесу. Самые актуальные – о двойном налогообложении и защите инвестиций. Сейчас Россия увеличила экспортные пошлины на древесину, точнее, на круглый лес, значит, центр деревообработки будет смещаться на нашу территорию, и мы предложили латвийским коллегам участие в совместных предприятиях деревообработки, ведь пошлины на технологическое оборудование для них Россия отменяет.

Это касается не только приграничных районов, деревообработка будет смещаться вглубь России. В приграничных же районах сотрудничество поменяет структуру. Сегодня оно строится на экспортно-импортных операциях, мы же хотим развивать совместные предприятия на соседних территориях.

- Сейчас в странах Балтии рассматриваются различные энергетические проекты. В Латвии начались споры, какую электростанцию – на угле или газе – строить. Готова ли Россия участвовать в них?

- Мы понимаем заинтересованность Латвии, но также понимаем, что чаще ее решения зависят от позиции Брюсселя. И потому мы предложили латвийским коллегам определиться, что важнее – получать электроэнергию из России или совместно с Россией создавать здесь генерирующие мощности? Ответа пока нет. На угле или на газе надо создавать мощности? Надо просчитывать. В России берется курс на уголь…

- В России много угля…

- …и на Латвию хватит. Надо выбирать более дешевый вариант не только на сегодня, но и в перспективе.

Обсуждать, а не диктовать

- Россия – тоже транзитная страна. На Западе же звучит критика в ее адрес – дескать, ставит палки в колеса для транзита грузов из азиатских стран в порты Балтии…

- Да ерунда это! По транзиту нет никаких проблем. Дважды в год на Тарифной конференции мы согласовываем тарифы для стран Средней Азии и Балтии. И если, к примеру, Казахстан хочет переваливать свои грузы через ваши порты, мы должны обеспечить транзит. Скорость перемещения транзитных грузов выше, чем внутрироссийских. Таковы правила транзита, а тарифы устанавливают страны, входящие в Тарифную конференцию.

Кстати, в Латвии почему-то считают, что железнодорожные тарифы в направлении латвийских портов выше, чем в российские или даже в литовскую Клайпеду. Это не так, все тарифы выравнены и зависят от расстояния. Для Клайпеды тарифы выше, чем для Таллина, а для российских ниже, но это наше право. Вот вступим в ВТО, тогда и будем выравнивать.

- Не разрушат ли ваши намерения и планы политики, в России грядут выборы, да и от наших политиков можно ожидать разного…

- Гарантий нет, но это не значит, что сотрудничество обречено. После апрельских событий в Таллине происходит снижение грузопотока, потому что грузоотправители пересматривают маршруты. Как бы мы ни пытались отделить бизнес от политики, он очень чутко реагирует на отношения между властями.

- Больше все-таки влияют власти. Вот ваш вице-премьер Иванов порекомендовал российскому бизнесу уходить из Эстонии, а «Северстальтранс» уже объявил о продаже терминала по перекачке мазута в порту Мууге.

- Не думаю. С увеличением оборотов в новых портах под Петербургом перекачка мазута через таллинский порт становится невыгодной, вот компания и сворачивается.

Но, конечно, бизнес будет развиваться там, где ему удобно, выгодно и где моральный, политический климат благоприятный. Это очень важно для участников транзита – мост строится с двух сторон.

Сейчас к нам обратился мой коллега г-н Шлесерс с вопросом, разрешит ли Россия авиарейсы из Риги в Сочи. Почему бы и нет? Мы готовы рассмотреть любые предложения – и прямые рейсы, и транзитные через Ригу. Сочинский аэропорт уже фактически готов к приему большого количества самолетов и пока не очень загружен. Но с приближением 2014 года загруженность будет нарастать, так что для латвийских авиаперевозчиков сейчас главное – не упустить время.

Выигрывает тот, кто не диктует условия, а обсуждает их и готов к сотрудничеству.


Написать комментарий