Не надо делить жертвы на «плохих» и «хороших»

Если в рамках культурной программы Евросоюза удастся получить какие-то деньги, «можно будет подавать проекты по сохранению главных мест депортации и их архивов, о памятных знаках на месте бывших концлагерей, а также о местах страданий и массового уничтожения людей; проекты могут предусматривать и проведение мероприятий на местах памяти жертв», - заявила пока еще министр культуры Хелена Демакова. Что она намерена сохранить, что чествовать?

Власти Латвии готовы говорить только о жертвах сталинского режима. Пострадавшие от нацизма их не интересуют

Увы… Не сооружение памятных знаков на месте нацистских концлагерей «Кайзермежс» и в Страздумуйже, в Бишумуйже и Даугавпилсе, в Лиепае и Резекне имеет в виду г-жа Демакова.

Едва вступив в марте этого года в должность, она объявила свою «культурную» программу: «Используя высокую трибуну, сидя за одним столом в Европе, я не буду говорить об элитарной культуре, я буду говорить об осуждении преступлений коммунизма».

В рабочей группе Еврокомиссии, рассмотревшей программу «Культура-2007», предложение о финансировании Евросоюзом «увековечивания памяти о депортациях и мероприятий, относящихся к преступлениям советского режима», поддержки не встретило. Теперь г-жа Демакова собирается инициировать дискуссию на назначенном на 16 ноября совещании Совета министров ЕС.

Сталинские преступления были осуждены еще в 1956 году на ставшем знаменитым ХХ съезде компартии. А тремя годами раньше, в июне 1953 года, на пленуме ЦК КП Латвии впервые были оглашены официальные цифры, связанные с репрессиями в Латвии: с 1945 по 1953 год были репрессированы 119 тысяч жителей Латвии, включая и 42 403 человека, депортированных в тот самый страшный день 25 марта 1949 года. И ранее, в самый канун войны – 14 июня 1941-го были вывезены 9926 человек и 4550 арестованы. Огромная цифра – 133 476 человек стали жертвами сталинского режима.

Огласивший эти цифры первый секретарь ЦК Ян Калнберзинь не уточнил, вошли ли в их число оказавшиеся в плену солдаты из легиона SS и национальные партизаны, отловленные истребительными батальонами. На их руках кровь двух тысяч мирных жителей – сторонников новой власти: учителей, сельсоветчиков, первых колхозников, пионервожатых…

О людских трагедиях в Латвии говорят часто. Но говорят-то цинично – ради приобретения политического багажа бередят раны, спекулируют на людской боли. И никто лата не дал на увековечивание памяти! А тот, простите, убогий вагончик, установленный в Торнякалнсе, не способен ни сохранить память, ни передать людские страдания.

В 50-ю годовщину самой массовой депортации я спрашивал у историков и политиков, почему до сих пор в Латвии нет мартиролога – Книги памяти с именами всех репрессированных. Смогли же евреи восстановить имена практически всех из шести миллионов жертв Холокоста! А в Латвии никому это не надо: не потому ли, что скорбный список из латышских фамилий будет перемешан с фамилиями русскими и еврейскими? Ведь тогда, летом 41-го, едва ли не каждый третий репрессированный был русским или евреем. Только редакция газеты «Сегодня» «поставила» в сталинские лагеря 42 человека. И в послевоенные годы в лагеря попадали не одни латыши.

Вот же национальный парадокс – латыши говорят о страданиях и жертвах, русские помнят о них! На территории Свято-Троицкого монастыря в Риге установлена вытесанная из гранита плита: «Вечная память русским Латвии, замученным и убиенным в годы репрессий». Полагаю, о жертвах не только сталинских репрессий напоминает этот скромный памятник.

И в России на местах бывших концлагерей – от Воркуты до Игарки и Колымы – стоят памятники людям всех национальностей, в том числе и латышам, прошедшим через эти лагеря или там погибшим. А самый величественный монумент создал великий скульптор Эрнст Неизвестный и установил его вблизи Магадана – там, где строил концлагеря латыш Эдуард Берзиньш. И в Москве есть памятное место – на Лубянской площади положен гигантский валун, привезенный с Соловецких островов, – в память ВСЕХ репрессированных.

За годы независимости в Латвии умудрились даже жертв тоталитарных режимов разделить на «правильных» – пострадавших от сталинизма, и «неправильных» – жертв нацизма. А этих «неправильных» – многие десятки тысяч. 23 тысячи жителей Латвии были вывезены в Германию на каторжные работы, вернулись не все. 15 тысяч соотечественников погибли в Бухенвальде, Дахау, Штутгофе; 53 тысячи – в Саласпилсе…

А сколько еще погибло в других концлагерях на латвийской земле? И только в Саласпилсе сооружен мемориал – еще в советской время, в 1967 году. В 72-м, в 30-ю годовщину трагедии в Аудрини, был поставлен памятник 170 расстрелянным гитлеровцами жителям сожженной деревни и 33 их односельчанам, расстрелянным в Резекне. Памятник сохраняется благодаря усилиям волостной власти, а вот министерство культуры не выделяет ни сантима. Мемориал в Саласпилсе потихоньку разрушается. Лишь в начале сентября, в день памяти узников нацистских концлагерей, там собираются люди. Но туда не приходят депутаты Сейма и представители власти. И официальные делегации туда не возят – там ведь страдали «неправильные» жертвы, не вписывающиеся в новейшую латвийскую историю. Официальных гостей хотят возить в Торнякалнс, к тому самому вагончику…

Не знаю, появится ли когда-нибудь на латвийской земле мемориал, достойный памяти жертв тоталитарных режимов. Это вопрос очень личный, зависящий от совести ныне живущих. А по совести ли делить пострадавших на «правильных» и «неправильных»? Отказом профинансировать «увековечивание памяти о депортациях и мероприятий, относящихся к преступлениям советского режима» рабочая группа Еврокомиссии как бы намекнула на недопустимость подобного деления. Но у нас не принято воспринимать намеки, особенно если они касаются одностороннего отражения истории, если не вписываются в официальную трактовку этой самой истории.

И предложение Гундарса Боярса соорудить Стену памяти латвийцев, погибших во всех войнах ХХ века – от Первой мировой до афганской, в центре Риги, на аллее Бривибас, не пройдет не из-за неудачно предложенного места. Это в Испании после смерти каудильо Франко заложили Долину примирения – в память и франкистов, и республиканцев.

В Латвии не чтят воевавших на стороне антигитлеровской коалиции, не чтят и погибших от рук гитлеровцев. У Латвии ведь «особая» история.

Впрочем, памятники нужны не мертвым. Они нужны живым…

30 латов – «лесным братьям»

В связи с наступающей 86-й годовщиной провозглашения Латвийской Республики Рижская дума приняла решение выплатить одноразовое пособие в размере 30 латов политически репрессированным и участникам национального движения сопротивления, ныне пенсионерам по возрасту и инвалидности.

Пособие выплачивается в социальных службах районов Риги, по декларированному месту жительства пенсионеров. Чтобы получить 30 латов, надо предъявить паспорт, пенсионную книжку, удостоверение политически репрессированного или участника национального движения.

Социальные службы районов работают в разное время, поэтому лучше перед визитом позвонить по бесплатному телефону 8005055.

Снова подарки предусмотрены только для «правильных» ветеранов!

12.11.2004 , 11:49

chas-daily.com


Написать комментарий