Зиедонис Чеверс: «Не решив межнациональные проблемы, мы беремся за мировые»

Пролистав подшивку «Часа» за десять лет, мы констатировали, что есть «золотая десятка» – политики, с которыми наши читатели в течение всех этих лет встречались регулярно. И накануне юбилея мы снова решили с ними поговорить.

Сегодня наш собеседник – Зиедонис Чеверс. «Час» беседовал с ним как с министром внутренних дел в правительстве Иварса Годманиса. Как с лидером партии «Саймниекс». Как с депутатом Рижской думы. Как с председателем фонда «Дрошиба». Как с депутатом 6-го Сейма. Как с вице-премьером в правительстве Андриса Шкеле. Как с министром внутренних дел в правительстве Гунтарса Крастса. Как с советником мэра Риги Гундарса Боярса. Как с одним из создателей Партии свободы. Сегодня Зиедонис Чеверс – предприниматель. В интервью «Часу» Зиедонис Чеверс говорит о прошлом, настоящем и будущем.

Взять и подвести черту

- Говорят, если человек когда-то был в политике, он уже никуда от политики не может уйти. К вам это относится?

- Если человек любит свою профессию, а политик – это не только профессия, но и образ мышления – то он всегда в той или иной степени сопоставляет себя с другими политиками и, может быть, даже ведет с ними постоянную дискуссию. И даже если сам политик этого не признает, он всегда следит за политическими событиями.

- Вы часто ловите себя на мысли – я как министр или как вице-премьер поступил бы по-другому?

- Я считаю себя профессиональным политиком. И министром и вице-премьером я был, будучи политиком. Так что я не отождествляю себя с министрами. И не думаю, как бы я поступил как министр, я думаю, как бы я поступил как политик. Хотя сегодня я чаще задаю себе другой вопрос: как я, гражданин Латвии, хотел бы, чтобы со мной поступали политики?

- И как политики с нами поступают? Как вы в этом аспекте оцениваете итоги референдума по поправкам к законам о госбезопасности?

- Это провал всех политических сил! Итоги референдума продемонстрировали, что политическая активность в Латвии еще ниже, чем многие себе представляли. Оказалось, что во всей стране нашлось только 300 000 политически активных граждан. Если так будет продолжаться, то на выборы следующего Сейма придет еще меньше людей и мы в конце концов дойдем до того, что развитие страны – то есть состав будущих парламентов – очень часто будет определять огромное количество недовольных людей. А это плохо!

Я стараюсь не контактировать с недовольными, обиженными людьми. И не я один. Попробуйте пообщаться с недовольными. Если вы нездоровы, то ваша болезнь будет прогрессировать пропорционально этим контактам.

Что же касается наших политиков, то наша позиция и оппозиция забыли, что с народом надо общаться. И не только во время референдума, но и до него. Я как гражданин не помню, чтобы со мной беседовали. Даже дискуссий на актуальные темы у нас не проводится. Есть одна дискуссионная программа на Латвийском телевидении «Что происходит в Латвии?». Но она демонстрирует не столько уровень дискуссии, сколько уровень конфронтации – такая у нее установка, чтобы было интересней смотреть.

Раньше было намного больше дискуссий, сейчас же решения просто принимаются. И говорят, что народ их поддерживает. При этом часть народа какие-то решения действительно может поддерживать. Но самое страшное – это когда решение в Сейме или правительстве принимается на основе требований митингующих.

Причем многих митингующих я помню еще с 1992 года и часто вижу их сначала на митинге, который проводит одна политическая партия, а потом – на митинге, который проводят политические оппоненты той партии, которая проводила первый митинг.

- Что вы думаете о нашем новом президенте?

- Думаю, что нам повезло. Повезло потому, что президентом избрали врача, руководителя серьезного учреждения. А ведь при нынешнем парламенте нам могло очень сильно не повезти: избрали бы не знаю кого! И что бы мы тогда сказали?..

- А как же необходимость безупречной репутации, о которой так долго твердили некоторые средства массовой информации?

- Если бы об этом говорили те, кто сам обладает безупречной репутацией, это еще можно было бы понять. Но это далеко не всегда так…

Если же мы говорим конкретно о благодарностях, то это не проблема Затлерса, а проблема всего нашего общества и парламента. Мы забыли, какой путь становления прошла наша страна, забыли путь становления других европейских стран. Мы забыли, какой путь проходили США. И нам почему-то кажется, что через какие-то этапы можно просто взять и перескочить. Но так не бывает. Общество развивается, и к этому надо относиться нормально, а тенденция развития к лучшему явно наблюдается.

Нашим серьезным недостатком является то, что мы не можем подвести черту под прошлым и начать думать о будущем. Мы все время заскакиваем за эту черту и оцениваем людей по событиям прошлого. Даже если события прошлого были придуманы и даже если мы сами об этом знаем. Все равно мы продолжаем жить догмами, утверждая, что мы – свободная нация. Но мы станем свободными тогда, когда при наличии десятка газет и сотни телевизионных каналов будем мыслить самостоятельно.

Мы опередили время

- В этот Сейм после долгого перерыва вернулась одна из старейших политических партий страны – «Латвияс цельш». Может быть, пора возвращаться и «Саймниексу»?

- Мы опередили время и создали партию «Саймниекс» на десять лет раньше, чем надо было. У «Цельша» – другая ситуация: он сохранился как партия, а «Саймниекс» поменял название сразу же после поражения. «Цельш» сохранился, выдержал, сумел адаптироваться в новой политической ситуации и вернулся в Сейм. Когда был создан «Саймниекс», общество еще не созрело для того, чтобы нас услышать. И, честно говоря, и сегодня есть немало вопросов, по которым мы не слышим друг друга.

- Многие идеи «Саймниекса» подхватила Народная партия…

- Народная партия подхватила не только идеи «Саймниекса», но и идеи «Латвияс цельш», ТБ/ДННЛ. И использовала их весьма успешно. Много что от нас позаимствовало и «Новое время». Почитайте внимательно выступления лидера «Нового времени» в течение первого года деятельности партии, и вы увидите многие интересные вещи. И вообще «Саймниекс» говорил о многих проблемах, но их никто не хотел решать, и сегодня мы во многом пожинаем плоды этого отношения.

- В чем это проявляется?

- У нас решены вопросы межнациональных отношений? Нет. У нас существует необходимая прослойка среднего класса? Нет. У нас национальный бизнес получает поддержку со стороны государства? Нет. У нас думают о стратегии развития государства? Нет.

Сегодня мы в конце концов заключили договор о границе с Россией. «Саймниекс» говорил об этом десять лет назад, но тогда никто не решался сказать, что мы правы.

- Упорно говорят о том, что в Латвии в ближайшее время будет создана новая партия. Вы могли бы присоединиться к ней?

- Сегодня партии, их создание, участие в их работе для меня не главное. Недавно в моей жизни произошли два больших события: родились сыновья у моих старшего и младшего сыновей. Так что теперь у меня два внука. И это самое важное! А все остальное так, отдельные пунктики.

Да и народ в Латвии живет интересный. Сначала народ шел за Чеверсом, потом плюнул на Чеверса, пошел за Шкеле. Плюнул на Шкеле и плюет на него до сих пор и идет за Репше… Сейчас уже оплеван и Репше, а народ готов идти за бывшим президентом Вайрой Вике-Фрейбергой. Будет ли создана новая партия, не знаю. Но если будет создаваться что-то положительное, пусть создается. Единственное – по опыту могу сказать, что перед тем как создавать новую партию, надо подумать о том, как поднять уровень профессионализма членов партии. В последнее время главная проблема партий состоит не в том, чтобы прорваться во власть, а в том, чтобы после прихода к власти было кого поставить на важнейшие должности! Выбирать не из кого, и получается странно: за конкретные партии голосуют для того, чтобы они заботились о народе, а они заботятся только о членах партии. И хотя Латвия сегодня – полноправный член Евросоюза, отношение к гражданам Латвии со стороны государства является худшим, чем отношение к гражданам в других европейских странах.

Все к лучшему!

- Не могу не спросить о Партии свободы. Накануне выборов 7-го Сейма она удивила избирателей евроскептическими рекламными клипами и призывами. Вы и сейчас критично настроены по отношению к ЕС?

- Это ошибка, которую повторяют многие средства массовой информации. Партия свободы выступала не против ЕС. Партия свободы выступала не против людей с другим цветом кожи. Мы выступали за переходный период вступления в ЕС. За 15 лет независимости в Латвии так и не появился собственный средний класс. У нас недостаточно своих предпринимателей. И поэтому обязательно нужен был переходный период – для того чтобы решить свои проблемы. А то получается так: мы у себя в Латвии не решили межнациональные проблемы, но зато готовы решать мировые.

Вы знаете, что Латвия является единственной страной Евросоюза, в которой переходного периода нет ни в одной сфере? Хотя переходный период есть даже у старых стран ЕС! А мы быстренько отрапортовали и обманули народ. А те, кто предупреждает о чем-то неприятном, иногда очень утомляют и раздражают. Средний избиратель в Латвии не всегда хочет слышать правду. Он хочет слушать сказки. Так что создание сказочных политических программ и появление сказочных политиков у нас остается очень популярным.

- Вы не жалеете, что в свое время во время голосования в Сейме вам не хватило всего лишь одного депутатского голоса для того, чтобы стать премьер-министром?

- Что значит жалею? Ну купили этот голос. Сегодня говорят, что так нельзя было поступать. Но так все равно поступили. Только сейчас стала ясна роль очень многих в процессе под названием «не допустить Чеверса к власти». И, что интересно, многие до сих пор гордятся этим! Что я могу сказать, наверное, ситуация в то время еще не созрела для того, чтобы я пришел к власти. И вообще все что ни происходит, происходит к лучшему.

- Еще через десять лет «Час» будет отмечать двадцатилетний юбилей. Как вам кажется, какие политики в 2017 году будут в топе?

- Думаю, что в топе будут политики, которые говорят народу правду. В топе будут политики, которые прогнозируют события, а не живут прошлым. Надеюсь, что за следующие десять лет люди поймут, что нельзя жить только сказками и иллюзиями. А если не поймут, то будет очень плохо. Тогда большая часть жителей Латвии переселится в Ирландию, а в Латвии будут жить люди из других стран ЕС. И это уже будет совсем другое государство, которое тем не менее будет по-прежнему называться Латвия.

Но я надеюсь, что этого все-таки не произойдет. И не потому, что я верю политикам, а потому, что думаю, народ поумнеет. Ведь мы умнеем все время, мы уже не такие, какими были в 80-е годы, не такие, какими были в 90-е годы, и даже не такие, как в прошлом году. И учимся мы не на чужих, а на своих ошибках.

А когда выучимся полностью, тогда и «сказочный» вариант выборов больше не будет проходить – когда одни голосуют за того, кто говорит, что можно будет не работать, а только лежать на печке. Другие – за того, кто все поднимается на стеклянную гору и не падает, потому что надел специальную обувь. Думаю, что через десять лет сказочников, которые содержат политическую элиту, будет поменьше. Потому что для того, чтобы сказки воплотить в жизнь, надо много работать.

И еще. За десять лет надо добиться того, чтобы люди приходили на выборы, а не смеялись над ними. Надо добиться, чтобы люди приходили на выборы с желанием изменить свою жизнь к лучшему, а не послушать очередную сказку. И тогда через десять лет мы сможем сказать: все нормально! Так и надо жить!


Написать комментарий