«Пчелы» в поисках прагматиков

"ЗаПЧЕЛ" может подружиться с Латвийской национал-демократической партией.

Неполных пять месяцев осталось до выборов в самоуправления. Как на правом, так и на левом флангах политические партии отчаянно ищут соратников. На днях стало известно, что ЗаПЧЕЛ может стартовать на выборах в Лиепае совместно с Латвийской национал-демократической партией (ЛНДП), наследницей баркашовцев. Телеграф решил прояснить подробности возможного союза у главы парламентской фракции ЗаПЧЕЛ Якова ПЛИНЕРА и главы ЛНДП Евгения ОСИПОВА.

 Яков Плинер: “Наши двери открыты”

— Господин Плинер, рассматривает ли ЗаПЧЕЛ возможность стартовать на выборах в самоуправления совместно с другими политическими партиями?
— Мы решили, что ЗаПЧЕЛ ни в какие блоки или альянсы не пойдет, так как мы сегодня сильны. Все идет к тому, что в 12 самоуправлениях, среди которых Рига, Юрмала, Даугавпилс, Елгава, Прейли, Лиепая, мы пойдем списком ЗаПЧЕЛ. Другое дело, что в наш список могут проситься разные люди. Правление и дума ЗаПЧЕЛ внимательно изучат списки и примут решение, утвердить их или нет. Сегодня мы подбираем людей, согласных с нашими идеями и понимающих толк в городском хозяйстве. По всей вероятности, в Лиепае от нас пойдет бывший глава коммунального хозяйства города, будут юрист и учитель.
— Правда ли, что в Лиепае вы можете начать сотрудничество с Латвийской национал-демократической партией, которую Полиция безопасности причисляет к экстремистски настроенным организациям?
— На сегодня решения о сотрудничестве с партией г-на Осипова у нас нет. Однако рассматриваться может любое предложение, наши двери открыты. В политике и дипломатии никогда не говори “никогда”. При этом г-н Осипов заявляет, что его партия выросла из баркашовского сапога, также им близки наши идеи по проблемам реформы образования, языка, гражданства. Я знаю, что он совместно со своими единомышленниками поддерживал акции Штаба защиты русских школ, устраивал акции протеста.
Он утверждает, что они больше не антисемиты и не русские фашисты. Так это же хорошо. Я условно говорю: если нам удалось перевоспитать хоть одного человека, так этому надо радоваться. Правда, могу сказать, что кандидатура г-на Осипова не планируется в списке ЗаПЧЕЛ.
— По каким критериям ЗаПЧЕЛ будет составлять списки кандидатов в депутаты?
— Это выборы в самоуправления, поэтому все необходимо строить на прагматизме. Нужно дать людям жилье, наладить транспортное сообщение, привести в порядок коммунальное хозяйство, не дать разворовать имущество. Поэтому мы делаем ставку не на политику, а подбираем людей по уровню их компетенции в хозяйственных вопросах.

Евгений Осипов: "В “ЗаПЧЕЛ” собрались не трусы"

— Евгений, как идет подготовка к выборам?
— Прекрасно. Мы развиваемся, и шансы с каждым днем увеличиваются. Больше шансов, чем у нас, только у представителей здешнего феодального режима — за счет финансовых ресурсов.
— Реально ли сотрудничество между ЛНДП и ЗаПЧЕЛ?
— Мы находим все больше точек соприкосновения. Идеологических разногласий у нас нет. Особенно близки мы по вопросам реформы образования, социальным и национальным проблемам. В данный момент ищем возможность совместного участия в выборах посредством создания единого предвыборного блока в Лиепае. Реальная борьба, касающаяся реформы образования, указала на то, что надо работать вместе. Я пересмотрел некоторые свои взгляды, отношение к лидерам ЗаПЧЕЛ. Когда мы лично не были знакомы, судил о них по газетам и представлял их совершенно другими. Познакомившись, могу сказать, что это действительно достойные люди.
— Какие акции вы планируете проводить во время предвыборной кампании?
— 20 ноября в Лиепае пройдет факельное шествие под лозунгом “За русские школы, за единую Латвию!” Разрешение мы уже получили.
— Вы не боитесь, что ЗаПЧЕЛ подомнет ЛНДП под себя?
— А чего нам бояться? Мы к ним относимся как к старшим товарищам. У них больше опыта политической, парламентской борьбы, естественно, мы прислушиваемся к их мнению. И если нам когда-нибудь будет предложено полное объединение под их знаменами, мы очень серьезно отнесемся к этому предложению и, скорее всего, скажем “да”. Сейчас идет процесс устранения мелких тактических разногласий.
— Каких, например?
— У ЛНДП более жесткий подход. Если ЗаПЧЕЛ имеет юридические рычаги и посредством воздействия на них может помешать, например, выселению, то у нас, ввиду отсутствия оных, есть возможность только не пустить судебного исполнителя физически. Хотя методы борьбы можно сочетать, и я не хочу отказываться от своих приемов. Не могу сказать, что ЗаПЧЕЛ против наших методов, ведь мы действуем в рамках разумного. Да и в ЗаПЧЕЛ собрались далеко не трусы; это смелые, решительные люди.
— Когда будет решаться вопрос о вашем слиянии?
— Может быть, в конце декабря.
У ЗаПЧЕЛ в правлении должно состояться слушание по этому вопросу. Мы бы не хотели навредить имиджу ЗаПЧЕЛ, чтобы идеологические противники их не попрекали: мол, вы с экстремистами связались. Вот сейчас я подаю в суд на Нила Муйжниекса за оскорбление. Он в газете Diena назвал меня экстремистом, антисемитом, баркашовцем и нацистом. Не понимаю, в чем конкретно это выражается? В моей короткой стрижке? Зачастую те, кто представлен во власти, пользуются такими грязными методами. Я же не говорю о том, что многие из них были членами партии, причем добровольно, которая высылала латышей в Сибирь. Был я когда-то баркашовцем — ну и что? Партия Баркашова никого не убила и в Сибирь не высылала, уже четыре года я не имею никакого отношения к этой партии. Но я не расстраиваюсь, наоборот, считаю, что они таким образом развязывают мне руки. Если мы раньше не переходили на личности, кто из них был коммунистом а кто — “стукачком” КГБ, теперь — извините, ребята, это будет наш способ защиты.

11.11.2004 , 11:04

Александр ВИДЯКИН, Сюзанна ГНЕДОВСКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий