Каменный гость

Как Лачплесис стал жертвой латвийской бюрократии.

11 ноября, в День Лачплесиса, в Сейме планировалось событие исторической важности — у здания парламента вновь должна была появиться скульптура героя латышского эпоса, бесследно пропавшая 80 лет назад. Однако, судя по всему, справедливости не дано восторжествовать — депутаты никак не могут принять окончательное решение по поводу изваяния. Ведь идея о восстановлении “политкорректного” Лачплесиса исходит от “неполиткорректного” мецената Евгения Гомберга.

Идея о восстановлении статуи Лачплесиса, которая в 20-х годах прошлого века была установлена в нише здания парламента, принадлежит самим законодателям. Более чем два года назад депутаты запросили у Совета по памятникам информацию об историческом изваянии. Однако на этом дело заглохло, и благая идея осталась висеть в воздухе. Спустя некоторое время, когда сами политики уже напрочь забыли о своей инициативе, за ее исполнение взялся известный предприниматель Евгений Гомберг. Как рассказывает сам бизнесмен, его заинтересовала предыстория этого памятника. Изначально в той самой нише здания парламента стояла статуя магистра Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга: “Магистр вполне заслужил быть памятником в Риге. В середине XVI века, потрепанный в Ливонской войне Иваном Грозным, он просто продал Орденский замок рижскому магистрату и удалился вместе с Орденом”.

“Так он положил конец многовековой войне рижан с крестоносцами и оказался последним немецким хозяином Ливонии”, — рассказывает предприниматель.
Однако в 1922 году, после пожара, здание Сейма отремонтировали и скульптуру рыцаря убрали. “Исторические аллюзии забавляют. Мало кто знает, но с самого возникновения Латвийского государства к нему в опалу попали предыдущие хозяева — немцы”, — говорит меценат. Старательно замазывались немецкие надписи, позже поубирали оставшиеся немецкие следы: скульптуры епископа Альберта в Домском соборе, Роланда на Ратушной площади, Золотого рыцаря-крестоносца у Пороховой башни, бюст Гердера у Домского собора. Низвергли и магистра. А на месте идеологически вредного крестоносца знаменитый латышский скульптор Рикард Маурс вылепил из бетона скульптуру Лачплесиса. Однако во время войны и эта скульптура пропала бесследно.

Итак, идея депутатов о восстановлении скульптуры так и осталась идеей, и за ее осуществление взялся Гомберг. Скульптор Эдвин Круминьш из глины за месяц по фотографии вылепил Лачплесиса, а литейщик Янис Бришка еще за месяц отформовал его в современном материале — погодоустойчивом полимербетоне.

Добро дали

И вот тут началось самое интересное. Копию Гомберг показал депутату Алберту Круминьшу, руководителю хозяйственной комиссии Сейма, и предложил в дар парламенту, добавив в письме, что все расходы берет на себя. И хозяйственная комиссия, по выражению самого Гомберга, приступила к изучению зубов дареного Лачплесиса и запросила мнения Комиссии по охране памятников, Совета по памятникам, Департамента развития Рижской думы и главного художника Риги.

Осмотрев скульптуру, все вышеуказанные инстанции одобрили ее, причем директор думского Департамента развития Вилнис Штрамс порекомендовал поспешить и сделать это ко Дню Лачплесиса — 11 ноября.

Хозяйственная комиссия, однако, не взяла на себя смелость в вынесении вердикта, а передала вопрос президиуму Сейма. Однако и президиум не взялся решить проблему, а передал на голосование во фракции.

По второму кругу

Это было две недели назад. Казалось, времени достаточно для того, чтобы успеть к торжественному дню и наконец “поселить” Лачплесиса у здания Сейма. Но не тут-то было. Как и следовало ожидать, мнения парламентских фракций по поводу предложения Гомберга разошлись. Поддерживают инициативу Новое время, Латвийская первая партия, левые фракции, не против — Союз “зеленых” и крестьян, примерно такой же позиции придерживаются “тевземцы”, а против вроде бы выступают “народники”.
Итак, вчера президиум Сейма должен был дать окончательный ответ — быть Лачплесису у Сейма или не быть. Но поскольку только две фракции (Новое время и “тевземцы”) оповестили президиум о своем мнении, было решено вопрос об установке Лачплесиса передать на… рассмотрение фракций. А поскольку хождение исторического вопроса по второму кругу займет две недели, то к 11 ноября успеть никак не удастся. Хотя сам Гомберг заявил, что если ответ будет положительным, то он готов воздвигнуть монумент за один день. Остается надеяться, что депутаты определятся хотя бы к следующему Дню Лачплесиса.


ОПРОС
Как вам идея об установке скульптуры Лачплесиса?

Артис КАМПАРС, Новое время:
— Мы — за. И нет ничего страшного в том, что памятник восстановил Гомберг, ведь он полностью соответствует оригиналу. Тем более что это хотели приурочить к празднику 11 ноября.

Марис ГРИНБЛАТС, ТБ/ДННЛ:
— Саму установку памятника мы поддерживаем. Но все-таки призываем президиум иметь в виду, что Евгений Гомберг, к сожалению, известен восстановлением памятников, восхваляющих российский империализм.

Оскар КАСТЕНС, Латвийская первая партия:
— Мы ее поддерживаем. Никаких возражений у нас нет, о чем мы и сообщили хозяйственной комиссии.

Андрис АРГАЛИС, Народная партия:
— Наша фракция еще не рассматривала этот вопрос. Мы будет решать это только в среду. Да, еще две недели назад президиум просил фракции высказать свое мнение, но мы об этом не думали. А сейчас срок продлили, так что у нас есть время, ведь к 11 ноября все равно не успеем.

Аугуст БРИГМАНИС, Союз “зеленых” и крестьян:
— Мы не думали об этом. Но если эксперты одобрили проект, мы не против.

09.11.2004 , 10:26

Анна НОВИЦКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий