Кто будет на хозяйстве?

Директор агентства Latvijas fakti Айгар Фрейманис предполагает, что власть на местах возьмут правые партии.

Во время нашего разговора с Айгаром Фрейманисом о грядущих выборах в самоуправления чаще всего в качестве определения он употреблял слово “эффектный”. Причем в его исполнении оно звучит как “эффэктный”. Так вот, муниципальные выборы в марте будущего года обещают быть “эффэктным” мероприятием, но без особых сюрпризов. Хотя очередной правительственный кризис может внести свои коррективыŁ

И хочется, и колется, и президент не велит

— Ваш прогноз: какие партии войдут в новую правительственную коалицию?

— Первые консультации, которые проходили между партиями, намечают несколько возможных вариантов, к которым, впрочем, больше применима поговорка “и хочется, и колется”. Поскольку естественная комбинация политических сил, состоящая из Народной партии и Нового времени, может и не сложиться, не исключено, что Новое время опять останется в оппозиции. С другой стороны, после встречи Первой партии и Нового времени, во время которой они заговорили о том, что нужно сгладить прежние конфликты и искать общую платформу для сотрудничества, можно предположить, что в оппозиции останется Народная партия. Словом, комбинаций великое множество, и все они могут быть интересными и неожиданными.

— Левым вы не оставляете ни единого шанса оказаться в коалиции?

— Думаю, это тот случай, который называют крайним. Правые партии пока такую возможность не рассматривают. И даже если им понадобится помощь левых, предложений вступить в правящую коалицию не поступит.

— Как вы думаете, когда будет сформирован новый Кабинет министров? — Мне очень понравилось заявление президента о том, что она начнет консультации с политическими партиями только после 18 ноября. Это достаточно умный ход, который одновременно и показал отношение госпожи Вике-Фрейберги к краху правительства (он показался ей странным), и “поставил плохих мальчишек в угол” на какое-то время. Это заставит партии очень внимательно общаться друг с другом и искать такой вариант правительственной коалиции, который будет способен проработать до следующих выборов в Сейм.

— Не связан ли правительственный кризис с грядущими выборами в самоуправления и желанием отдельных партий заполучить контроль над финансовыми потоками Рижской думы?

— Естественно, что ни одна серьезная партия, планирующая участвовать в муниципальных выборах, особенно в Риге, не хочет быть в оппозиции и стать непопулярной. Как это случилось с Народной партией, рейтинг которой падает вот уже три месяца. Не думаю, что это главная причина, тем не менее это одна из причин столь поспешного решения, принятого лидерами Народной партии при рассмотрении бюджета на 2005 год и завалившего действующее правительство. Думаю, масла в огонь подлили и постоянные укоры в адрес Народной партии, что она предала национальные идеалы, вступив в коалиционный брак с Первой партией, в которую входят пятеро депутатов, ранее представлявших левые силы.

Прыжки через барьеры

— Как, по вашему мнению, последние события в правительстве отразятся на выборах в самоуправления?

— Полагаю, достаточно серьезную часть депутатского корпуса займут так называемые национально ориентированные правые силы. В этой нише сейчас два главных конкурента — ТБ/ДННЛ и Новое время.

Противовесом им станут представители левых партий — ЗаПЧЕЛ, ПНС и в какой-то мере партия Долгополова. Остается некий центр между этими противоположностями, где в основном присутствуют и левые и правые партии. Социал-демократы вышли из этого центра. Поэтому очень интересно понаблюдать, что будет происходить с этой партией, учитывая, что ее представитель является действующим мэром — а это некоторое преимущество. Ну и плюс все те традиционные партии, которые тоже имеют свой интерес — я имею в виду Народную партию, “зеленых крестьян”, Латвийскую первую партию, Latvijas cels. Правда, ситуация на этих выборах будет качественно новой, потому что, во-первых, в Риге установлен 5-процентный барьер. И это, возможно, закроет дверь маленьким партиям, которые традиционно были представлены в Рижской думе одним-двумя депутатами, однако играли достаточно важную роль при создании коалиции. Ну и конечно регистрация по месту жительства избирателя. Вот эти два основных фактора могут существенно повлиять на результат.

— Как вы думаете, введение 5-процентного барьера в Риге — это правильное решение?

— Судя по тем функциям, которые выполняет столичный муниципалитет, я все же склоняюсь к тому мнению, что 5-процентный барьер это не совсем правильное решение. По одной элементарной причине. Городская среда, особенно рижская, очень концентрированная. Здесь довольно много разнообразных небольших компактно проживающих социальных групп. И любой такой миноритет имеет свои уникальные проблемы, интересы, которые ему хотелось бы представлять в самоуправлении. А при 5-процентном барьере это достаточно сложно. Хотя я уже слышу голоса, бойко распределяющие эти миноритарные группы по разным партиям. На самом деле я теоретически против подобных барьеров, но практически понимаю, что отсутствие таковых позволяет проникать в Рижскую думу множеству мелких партий. Некоторые из них, может быть, представляют более-менее серьезные политические силы, сплотившиеся вокруг одного-двух профессионалов. Но бывают и шутовские политические образования, которые смотрят на выборы с достаточно большой долей иронии и для которых Рижская дума — это в первую очередь крупное доходное предприятие, где можно получить теплое и прибыльное место.

— Это вы про кого?

— Я не хочу никого конкретно называть, но такая вероятность существует.

— Может ли получиться так, что новые правила голосования только по месту регистрации отобьют у многих желание идти на выборы и явка будет неудовлетворительной?

— Думаю, явка на выборах в самоуправления, особенно в Риге, будет высокой. Но сколь высокой — это зависит, во-первых, от температуры предвыборной кампании. И, во-вторых, от способности партий вовлечь, убедить избирателей прийти голосовать. На самом деле это еще один дополнительный вызов для политиков, имиджмейкеров и рекламщиков — как найти путь к сердцу избирателей.

Как продать образ

— Учитывая, что партии сейчас существенно ограничены в средствах и на одного избирателя смогут потратить только 20 сантимов, пиарщикам еще и поэтому придется поломать голову. Как вы думаете, чем это грозит: расцветом двойной бухгалтерии или будет сделана ставка на яркие, неординарные пиаровские ходы?

— Думаю, возможна комбинация из различных методов и вариантов. Бухгалтерская отчетность формально будет соответствовать всем нормативам. Но будут и реальные затраты, которые, естественно, превысят упомянутые 20 сантимов на каждого избирателя. Потому что интерес к выборам в Рижскую думу, мне кажется, даже выше интереса к парламентским выборам, учитывая влияние Евросоюза и укороченный маневр для тех людей, которые принимают решения на уровне страны. Рижская дума ассоциируется с каким-то огромным “черным ящиком”, в котором происходит постоянное кипение денег. Причем денег, которые не всегда являются прозрачными. И естественно, слишком много людей хотят подключиться к этим потокам, контролировать их, устроиться самим и устроить своих людей. Так что “выборные” деньги, безусловно, будут превышены. Есть сотни возможностей: хождение наличных денег, хорошо замаскированные рекламные акции и так далееŁ На самом деле отчетность — палка о двух концах. С одной стороны, это бьет по устоявшимся традициям громадных затрат на предвыборную кампанию. С другой — вынуждает политические партии находить какие-то новые решения, быть изощреннее и пытаться искать новые методы.

— И что это могут быть за методы?

— На мой взгляд, на этих выборах выиграют те, кто найдет канал, по которому можно будет довести информацию до избирателя. Это одна из очень больших проблем, которая сейчас возникла: избиратель уже перенасыщен информацией. И типичная реакция людей, которые открывают почтовые ящики за две недели до выборов, — вынуть пачку буклетов и определить их то ли на пол, то ли в мусорную корзину. Таким образом, поиск каналов — это та область, в которую должны быть направлены усилия тех людей, которые занимаются предвыборными технологиями.

— Можно просто по квартирам ходитьŁ

— Конечно! Эти 20 сантимов на избирателя как раз и подталкивают к тому, чтобы ходить по квартирамŁ Да и для здоровья полезно.

— Как вы думаете, какую “наживку” на этих выборах с особым аппетитом проглотят избиратели?

— В принципе, можно говорить о двух больших стратегиях, которые возьмут на вооружение партии. Первая — это критика тех, кто у власти. Такую стратегию скорее всего выберет Новое время, которое уже набило на этом руку на выборах в 8-й Сейм. Лозунги все те же — призывы к наведению порядка, борьба с коррупцией. Тем паче недавно прошел слух, будто одним из лидеров списка Нового времени может стать небезызвестная Юта Стрике. И второе направление — это “продажа” образа Риги. Тут много политических сил, которые будут пытаться объяснить рижанам, каким станет город под их чутким руководством. В первую очередь — социал-демократы. Наверняка — господин Долгополов, Народная партия, ТБ/ДННЛ. Одни будут продавать большое будущее — говорить о десяти мостах, о расширенных улицах. Но будут и другие попытки — продавать весьма конкретные решения, разделяя жителей на достаточно небольшие, но ярко выраженные группы интересов, раскидывая конкретные предложения, как меню, к разным столикам.

Левые в кризисе

— Какое “блюдо”, по-вашему мнению, предложат нацменьшинствам?

— Скорее всего тут дело ограничится тем, что некоторые правые партии примут в свои ряды определенное количество нелатышей.

— На данный момент этим отличились только “священники”. Ни “народники”, ни “репшисты” не торопятся разбавлять списки русскими фамилиями.

— Но наверняка у них тоже появятся русские фамилии. Я предполагаю, что так будет.

— То есть ничего принципиально нового не произойдет: избирателей по-прежнему поделят на латышей и русскихŁ

— Да, к сожалению, это деление играет достаточно большую роль на всех выборах. Но может быть, не столь великую на муниципальных, ибо, на мой взгляд, партия Сергея Долгополова — это новая попытка подняться над национальным вопросом и пытаться продавать себя как профессионалов.

— Как вы думаете, им это удастся?

— Предполагаю, что еще нет.

— Не вызрела ситуация?

— Да. — А она вообще когда-нибудь вызреет?

— Вызреет. Когда пройдет определенное время и в нашей политической жизни преобладающую роль начнут играть люди, которые не жили при советской власти. Для которых это не будет личной памятью, личным жизненным опытом, связанным с обидами. Тогда на многие вещи можно будет посмотреть рационально и с некоторой долей самокритики. Сейчас это вряд ли возможно.

— Чем вы можете объяснить такое явление: в то время как правые готовы объединяться и идти на выборы едиными списками, в рядах левых царит полный разброд и шатание.

— Проблема левых — это непрерывный, кажется, уже непреодолимый кризис антилевого настроения в обществе. Если посмотреть на структуру общества, то складывается впечатление, будто люди готовы к приходу левых во власть. И не только на местном уровне, но и на уровне государства. Однако этого не происходит. Может быть, неким исключением можно считать нынешнее положение вещей в Рижской думе. Но опять-таки — действительно ли эта дума является левой? И, по-моему, ощущение кризиса в левой части политического спектра является истинной причиной того, что людям кажется, будто все застоялось, лидеры не те, лозунги не те, ситуация не таŁ Партии не те. Надо меняться — искать новые ходы, новых людей, новые комбинации, новые образы. И пытаться еще раз выходить на ту же сцену, но уже в другом обличии, с другими ценностями.

Чертики в табакерке перевелись

— Ваш прогноз: кто станет мэром Риги?

— Я буду готов ответить на этот вопрос где-то в феврале, поскольку сейчас мне даже не очень ясна череда всех лидеров. Все пока еще очень вяло, да и отношение избирателей тоже еще достаточно вялое. Я буду изучать опросы общественного мнения. Кстати, Янис Юрканс может сыграть роль столичного премьера на сцене провинциального театра. Первый опрос общественного мнения показал, что Юрканс в качестве кандидата на пост мэра Риги получил наибольшую поддержку населения, опередив Боярса и Долгополова. Судя по многим опросам, если бы Айвар Лембергс выдвинул свою кандидатуру, то он был бы достаточно желанным в качестве мэра для какой-то части рижан.

— Возможно ли появление среди кандидатов в мэры неожиданных фигур?

— Вряд ли. Палитра политически активных людей становится все беднее и беднее. Вероятно, пришла пора смены политических поколений, но смена пока не выросла. И в данный момент нет у нас такой табакерки, из которой может выпрыгнуть чертик, напрямую ассоциирующийся с политикой. Единственная интрига исходит от Лембергса. Он как бы мимоходом дал понять, что он тоже мог бы стать кандидатом. И, может быть, не в мэры, а в депутаты. Это и подливает масла в огонь.

04.11.2004 , 18:57

"Телеграф"


Написать комментарий