Слабое звено

Глава Еврокомиссии воспользовался нашим правительственным кризисом.

Всего несколько часов понадобилось правительству, чтобы найти замену Ингриде Удре на посту еврокомиссара от Латвии. За неимением большого выбора правительственный перст указал на бывшего посла Латвии в Евросоюзе Андриса Пиебалгса.

О причинах конфуза при раздаче комиссарских портфелей Телеграфу рассказал премьер Индулис ЭМСИС.

Выбор был невелик

— Правительство сегодня в течение часа проводило закрытое совещание…
— На нем мы приняли решение отозвать наш предыдущий приказ о назначении Ингриды Удре еврокомиссаром. И мы в долгих, длившихся почти сутки дискуссиях выбрали другого человека. Им стал Андрис Пиебалгс, который параллельно своей работе в Европе подготавливал Удре к собеседованию в Европарламенте, поэтому он и сам может так же хорошо, как и она, отвечать на вопросы парламентариев. Он следит за всеми событиями в ЕС и сможет полноценно работать в этой должности.
— Кто предложил эту кандидатуру?
— Это решение всего правительства. Да, за последние сутки было предложено несколько человек (я не буду называть их имена, поскольку это уже не важно). В результате мы с министрами смогли договориться об одной кандидатуре. Еще раз подчеркиваю: это правительственное решение, ведь выбор был небольшой. Мы работали в сильном напряжении, так как надо было срочно исправлять эту драматическую ситуацию. На мой взгляд, мы получили незаслуженные упреки от евродепутатов, которые высказались за смену кандидата. Но что мы можем сделать… Это большая европейская политика, и нам надо внести коррективы.
— Когда вы узнали, что кандидата все же придется сменить?
— Когда я сегодня заходил в зал заседаний Кабинета министров, ничего известно еще не было. О том, что нам надо искать замену, я узнал в последний момент.

Способ спасти себя

— Как Баррозо обосновал свое решение?
— На основании отзывов депутатов и лидеров фракций Европарламента. Вы же помните, что нашего представителя уже утвердила комиссия. А Баррозо свои выводы сделал по необъективным показателям. Это были просто мнения, ничем не доказанные.
— Может, ему не понравились профессиональные качества г-жи Удре?
— Это не разъясняется. В послании просто говорится: есть мнение. Для Баррозо это определенный способ, как спасти самого себя. Ведь он в весьма затруднительном положении, ему надо что-то изменить, иначе парламент состав Еврокомиссии в теперешнем виде не утвердит. Италия поменяла комиссара, теперь Латвия. Другие государства, от которых требуют того же, последуют нашему примеру.
— Связано ли это с нашим правительственным кризисом?
— Я не исключаю этого. Мы теперь слабое звено, и на нас можно оказывать давление.

Прошлое не помешает

— Баррозо одобрил ваш выбор?
— Да, и он признал Пиебалгса самым лучшим кандидатом. То есть повторения ситуации не будет. Пиебалгса утвердят.
— И Пиебалгсу не помешает его сомнительное прошлое в должности, связанной с финансами и налогами? Ведь именно он был министром финансов, когда случился крах Banka Baltija…
— Я считаю, что этот финансовый скандал уже весь выложен как на ладони и виновные в нем известны. И это не министр финансов. Вину на себя должны взять руководители коммерческого учреждения.
— Но именно Пиебалгс призывал людей не забирать свои сбережения из Banka Baltija.
— У теперешнего правительства к нему нет претензий. Да и суд виновным признал только руководство банка.

03.11.2004 , 10:20

Полина ЭЛКСНЕ


Темы: ,
Написать комментарий