Кому в Европе болеть хорошо?

Область здравоохранения в ЕС не регулируется, поэтому каждая страна сама решает, как ей содержать медицину.

Латвийское здравоохранение в нынешнем его состоянии представляет собой печальное зрелище. За 13 лет независимости была успешно демонтирована худо-бедно работавшая советская система, а новая функционирует плохо. Престиж медицинских профессий падает, качество медобслуживания не улучшается. Мы привыкли все сравнивать с Западом и постоянно констатируем, что там, конечно, лучше. Во многом это так, и за хорошими примерами далеко ходить не надо.

Эстония: лучше меньше, да лучше

Соседняя Эстония, начавшая реформу здравоохранения в 1991 году, в 2003-м ее закончила. Сейчас мы можем эстонцам позавидовать. Они вроде все делали по тем же давно проверенным в Европе схемам, что и мы (в нашей стране, если кто не знает, уже многие годы проводится реформа здравоохранения), а смогли добиться существенных результатов. Эстонские больницы, даже провинциальные, уже мало чем отличаются от тех, что мы видим в западных телесериалах, врачи там зарабатывают официально в среднем по 600—700 латов (в Латвии — 150—200). Правда, надо отметить, что медицинские услуги в Эстонии дороже, чем у нас — где-то раза в два.

Первичная медицинская помощь — краеугольный камень любой системы здравоохранения. Ее и начали реформировать эстонские власти в первую очередь. Все терапевты имеют контракты с Фондом страхования здоровья и получают от него деньги — как “подушно”, так и за конкретно оказанные услуги. На сегодня практически все жители страны зарегистрированы у того или иного терапевта (у нас — семейный врач), но при этом в отличие от латвийской системы имеют полное право сразу пойти на прием к специалисту того или иного профиля.

Те латвийцы, которые имели несчастье оказаться в эстонской больнице, потом взахлеб рассказывают дома, на каком высоком уровне находится там сервис и какое дорогое оборудование там используется, причем даже в весьма далеких от Таллина городах. Всего этого эстонцы добились простым, но радикальным способом: сократив число больниц, которые разделены на три уровня — маленькие муниципальные, средние районные и большие национальные. Владельцами большинства из них являются самоуправления.
При этом во время реформы многие “ненужные” больницы были не закрыты, а переоборудованы под дома престарелых. Кстати, по мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), одна из главных проблем латвийской системы как раз в том и состоит, что множество пациентов наших больниц на самом деле нуждаются не в медицинской помощи, а в социальном уходе. Проведя такую переориентацию, эстонцы смогли высвободить немалые дополнительные средства, на которые, в частности, было закуплено современное оборудование.

Кто платит за все эти удовольствия? Сами эстонцы, естественно. На частную медицину приходится 20% тех средств, которые жители страны тратят на поправку своего здоровья. Остальные 80% — деньги, так сказать, общественные. Из них 12% покрывает непосредственно государство, а 68% — страховой фонд. Для некоторых категорий граждан госбюджет погашает расходы на лечение полностью.

Германия: все придумал Бисмарк

Обычно, когда говорят о лечении за рубежом, чаще всего вспоминают Германию. Принято считать, что в этой стране медицинское обслуживание находится на самом высоком уровне в Европе, да к тому же не очень дорогое. Возможно, это и так, хотя в германской прессе медицина уже давно одна из основных тем для критики.

Кроме того, не стоит забывать, что в Германии живет самая большая русскоязычная диаспора в Европе — по разным оценкам, от 1 до 2,3 миллиона. Многие из этих людей — врачи, которые, переехав на жительство в ФРГ, продолжают искать клиентуру на Востоке. В Интернете полно русскоязычных сайтов, объединенных одной общей темой: “Лечение в Германии”.

В этой стране уже давно не знают другого вида здравоохранения, кроме страхового. Основу этой системе положил в далеком 1883 году канцлер Германии Отто фон Бисмарк. И с поправками на современные реалии она работает до сих пор.

Германские власти полагают, что надлежащее качество медицины невозможно обеспечить без строгого отделения друг от друга “продавцов” здоровья (медики, клиники, больницы и т.п.) и его “покупателей”, в роли которых выступают не пациенты, а конкурирующие между собой страховые (больничные) фонды. Сейчас таковых насчитывается около 600, из них только 10% управляются частными страховыми компаниями.

Взносы в эти фонды поступают на паритетных началах от работника и работодателя. Первый отчисляет некий процент от своего чистого дохода (от 9 до 13%), второй — такую же сумму. Безработным страховку покупает за свой счет государство.

Практически попавший в больницу нормальный застрахованный немец даже и не знает, во сколько обошлось его лечение. Ассоциации больничных фондов сами договариваются с ассоциациями врачей, сколько они будут платить за услуги. Стоит ли говорить, что страховщики пытаются расценки занизить, а медики — поднять.

Впрочем, потенциальные пациенты в этом торге участия не принимают, да, вероятно,
и не хотят, так как со страховкой лечение становится почти бесплатным. Например, ничего не надо платить за амбулаторное лечение, кроме услуг стоматологов и оптометристов.

Финляндия: за здоровье платит работодатель

Если оценивать уровень здравоохранения в той или иной стране по тому, как его характеризуют сами жители, то надо признать, что самая лучшая медицина — в Финляндии. Согласно проведенному Еврокомиссией исследованию, в странах ЕС в среднем около 41% населения высказывают удовлетворение тем, как их обслуживают медики. Среди финнов довольных аж 80% (!), а в конституции этой страны записано право каждого гражданина на медицинское обслуживание, вне зависимости от его платежеспособности и места жительства.
Собственно, финское здравоохранение ничем особо не отличается от систем, работающих в других странах ЕС. Там признаны главными два основных принципа: организацией медобслуживания занимаются муниципалитеты, а медицина финансируется частично государством и частично страховыми фондами.

Однако есть одна интересная деталь. В отличие от Германии, где работодатель может ограничить свою заботу о здоровье служащих перечислением определенной суммы в страховую компанию, в Финляндии на его плечи возложены практически все функции по профилактике заболеваний среди населения.

Начиная с 1979 года финский предприниматель обязан предупреждать своего работника о том риске, которому он подвергает свое здоровье, занимаясь той или иной профессиональной деятельностью, обеспечивать регулярные медицинские проверки и оказывать первую медицинскую помощь.

Здоровый работник — прибыльное предприятие. Эту схему финские бизнесмены усвоили давно и не жалеют на нее денег. Например, многие компании — прежде всего, конечно, крупные — имеют свои собственные поликлиники с докторами и медсестрами. Другие, что поменьше, часто оплачивают лечение своим сотрудникам — как в частных медучреждениях, так и в муниципальных. По статистике, более 90% рабочих и служащих в Финляндии получают бесплатные медицинские услуги от своих боссов.
Государство, впрочем, стимулирует работодателя не только кнутом, но и пряником — 50% расходов на такое “профессиональное лечение” компенсируется из бюджета страны. Госказна также лечит за свой счет заключенных, военнослужащих и содержит психиатрические лечебницы.

У читателя этих строк может сложиться впечатление, что лучше болеть в Финляндии, чем быть здоровым в Латвии — уж такая там медицинская благодать! Однако все не так просто: за свое крепкое здоровье финны платят деньги, и немалые.

Здравоохранение в Финляндии финансируется, в основном, за счет налогов — как государственных, так и тех, что устанавливаются самоуправлениями. Среднестатистический финн непосредственно из своего кармана за оказанные ему медицинские услуги платит лишь около 24% от их стоимости, но 43% оплачивает муниципалитет (естественно, из тех налогов, что взяли с того же среднестатистического финна), еще 18% берет на себя государство, а оставшиеся 15% — страховой фонд.

Кроме того, житель Финляндии платит за ряд услуг некие суммы — надо признать, символические, — даже когда идет в “бесплатную” поликлинику. Например, визит к “муниципальному” дантисту стоит 6-12 евро, а заплатив за услуги терапевта 20 евро, можно ходить к нему на приемы неограниченное число раз в течение целого года.

Чехия: пример успешной реформы

Практически все страны ЕС находятся в перманентном состоянии реформирования здравоохранения, ибо эта область общественной жизни, как никакая другая, является предметом пристального внимания граждан страны. За послевоенный период в Западной Европе благодаря предпринимаемым мерам было сделано очень много. Главный результат этих усилий — значительно выросла продолжительность жизни.

Новые страны Евросоюза по этому показателю существенно уступают старым, поэтому реформирование здравоохранения в этих государствах не дань моде, но насущная необходимость. Лучше многих других этот путь прошла Чехия, где средняя продолжительность жизни населения (сейчас — 76 лет) за последние полтора десятилетия почти догнала уровень ЕС (79 лет).

Медицина в Чехии финансируется в основном (80%) страховыми фондами, причем приобретение страховки является обязательным для всех граждан страны. Государство берет на себя 11% расходов, еще около 7% приходится на частные страховые фонды.
Капитал общественных страховых фондов формируется за счет налогоплательщика, отчисляющего 4,5% от своего дохода, и работодателя, вносящего 9%. Фондов в стране девять, и они конкурируют друг с другом. Такая система действует уже довольно давно, и сегодня Чехия может похвастаться тем, что ее уровень медобслуживания привлекает даже живущих по соседству немцев, а зарплата чешских врачей из государственных клиник в два раза больше, чем средняя по стране.

Готовых рецептов нет

В общем, готовых рецептов по приведению в порядок системы здравоохранения, как видим, не существует. Вполне капиталистическая Финляндия ухитряется содержать почти полностью государственную медицину, Германия целиком положилась на страхование, а Эстония сделала ставку на повышение эффективности работы медучреждений.
Однако можно заметить одно объединяющее все эти и многие другие страны обстоятельство. Во всех государствах, где в больницу не страшно заходить, — везде и власти и люди знают, что нельзя получить качественную услугу за символические деньги. И пока мы не поймем, что за 50 сантимов хорошо зуб тебе не вылечат, а властям не станет стыдно, что они выделяют меньше всех в Европе средств на здоровье населения, приличного здравоохранения в Латвии не будет.

“Больные места” латвийской системы здравоохранения (по данным ВОЗ)

- Недостаточное число терапевтов (семейных врачей), особенно в сельских районах
- Пациентам необходимо направление к специалисту, получаемое у семейного врача
- Латвийские больницы перегружены пациентами, которые нуждаются не в лечении, а в обычном социальном уходе
- Только 6% латвийских больниц — частные
- Латвия тратит на медицину самый маленький процент от ВВП среди всех стран Евросоюза.

02.11.2004 , 10:05

Андрей ХОТЕЕВ


Темы: ,
Написать комментарий