И крыша — небо голубое

Рижская бездомная живет рядом с домиком для кошек

Когда-то у нее все было. Жилье, муж, дочка… А потом жизнь у Галины Дектяревой, как она сама говорит, “пошла колесом”. И вот уже третий год она живет под открытым небом в рижском микрорайоне Пурвциемс. Под кустами и в окружении многоэтажных домов.

Из окон квартир со всеми удобствами на нее взирают люди с более удачливой судьбой. Или — с более стойким характером. На бездомную каждый день смотрят их дети. О чем они думают, что чувствуют, видя, как хуже любой собаки живет женщина-инвалид?

Да, сама и виновата…

История Галины похожа на сотни таких же сюжетов, которые можно услышать из рассказов рижских бездомных. Росла в детдоме в Белоруссии, училась в строительном училище в Даугавпилсе, работала маляром в Огре. Вышла замуж, жила с мужем в его служебной комнате в Риге, родила дочь. А через несколько лет развелась, ребенка забрали родители мужа, а сама пошла по миру… Несколько лет назад познакомилась с мужчиной, жила у него в хозяйском доме. А когда их выселили за неуплату, то начали скитаться с Янчиком (как она его зовет) вместе — по коридорам, подвалам, подъездам… Так дошла очередь и до улицы.
Янчик иногда где-то устраивается на ночлег. А Галина сама ходить не может из-за больных ног. Случается, она попадает в больницу. Тогда ей удается не только подлечиться, но и пожить в нормальных условиях. Хотя бы несколько недель. Раньше она еще кое-как передвигалась, а в мае упала на ровном месте и в нескольких местах переломала левую ногу. С того дня Галина практически перешла на сидячий образ жизни.

Жизнь без документов

Проблема в том, что эта женщина много лет назад потеряла все свои документы. Что, конечно, немудрено при таком образе жизни. У нее нет ни паспорта, ни свидетельства о рождении, и вообще — ни одной справки, удостоверяющей ее личность. Она не может себе оформить ни группу инвалидности, ни пенсию, ни пособие. Ничего. Но уверяет, что готова хоть сегодня перебраться в любой приют, где бы ее приняли. Да вот только сама она сделать это не в состоянии. А желающих отвезти ее пока не нашлось. Поэтому и живет на матрасах под кустами. Когда идет дождь, она накрывается пленкой. Одежду ей приносят сердобольные женщины, они же иногда подкармливают бедолагу. Так же, как кормят бездомных кошек. Кстати, здесь же, в районе улицы Иерикю, один добрый дворник построил уютный домик для кошек. О нем писал Телеграф в прошлом году. А вот для человека что-либо соорудить законы не велят.
На пристроенной у изголовья кровати полочке стоят посуда, будильник, рядом лежат очки и зеркальце. Галина говорит, что ей иногда женщины приносят ведро теплой воды. Тогда она моет голову, стирает. А стрижет она себя сама. По ночам ей бывает страшно, но плохие люди ее не трогают. Разве что мальчишки дразнят и кидают камни…

Все как в Европе…

Но что-то же надо делать? Согласитесь, негоже это, когда рядом с относительно благополучными и устроенными людьми мыкается не кошка и не собака (а ведь и о них сообщество людей обязано заботиться), а немолодая уже женщина-горемыка. И пусть она сама виновата во всех своих бедах, не в том сейчас дело. Мы платим налоги, в том числе и на то, чтобы государство взяло на себе бремя хлопот о социально неблагополучных членах нашего общества. Чем оно, государство, может помочь конкретно Галине Дектяревой? С этим вопросом я обращаюсь в Рижскую думу.
— В данный момент этой женщине надо идти в ночной приют, — советует Анита Гайгале, руководитель городского управления социальной помощи. — Она не может ходить? Значит, ее должна перевезти муниципальная полиция. В приюте дежурит социальный работник, который постарается помочь ей и с восстановлением документов, и с оформлением группы инвалидности. Если женщина больна и не может покидать приют в дневное время, как это должны делать другие его обитатели, то она будет помещена в специальное отделение для больных.
В ходе разговора Анита Гайгале поведала нам, что в Риге, по приблизительным подсчетам, имеется около 1500 лиц без определенного места жительства. Мы же теперь в Европе, а там тоже примерно 10% населения круглосуточно дышат свежим воздухом. Правда, наш прибалтийский климат не очень располагает к жизни на улице. Опрос рижских клошаров показал, что примерно третья часть из них уже привыкла к вольному образу жизни и ничего менять в ней не желает. Остальные еще пытаются что-то сделать. Что касается нашей Галины, то ее судьбой обещали заняться в социальном отделе Видземского предместья. Будем ждать вестей.

01.11.2004 , 10:45

Алла БЕРЕЗОВСКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий