Андрис Америкс: «Конкуренты дышат нам в затылок»

Спасение приходит из Бразилии и Казахстана

Рижский свободный порт (РСП) — единственный из крупных латвийских портов, который за 9 месяцев увеличил грузооборот. О сегодняшнем и завтрашнем дне Рижского свободного порта Телеграф беседует с членом правления РСП, главой Департамента развития Рижской думы Андрисом АМЕРИКСОМ.

Спасительный уголь

— Господин Америкс, как сегодня выглядит РСП на фоне других балтийских портов?
— Рижский свободный порт в период за 9 месяцев этого года — единственный в Латвии, которому удалось добиться роста грузооборота на 10%. Правда, если сравнивать наши достижения с показателями других балтийских портов, то из-за внутренней коммунальной склоки конкуренты нас обгоняют. Активно развивается Таллинский порт, а ведь там выросли портовые сборы. На дополнительные средства эстонцы закладывают очень мощный угольный терминал. Также у них наблюдается увеличение объема перевалки нефтепродуктов.
В спину дышит нам и Клайпедский порт, который догоняет Ригу по контейнерным грузам. Это настораживает, ведь для Рижского порта перевалка контейнеров — одно из стратегических направлений, и, как показывают прогнозы, контейнерные перевозки будут только возрастать.
— Какие тенденции в изменении грузопотока в последнее время вы бы отметили?
— Сегодня Рижский порт делает основные деньги на перевалке угля. Если в прошлом году мы обработали 5 млн. тонн угля, то в
2004-м этот объем увеличится до 6 млн. тонн. При этом в нынешнем году наблюдается тенденция незначительного, но все же снижения объема перевалки нефтепродуктов. Однако ничего страшного в этом я не вижу, так как Рижский порт — многофункциональный, и в нашей стратегии мы не делаем ставки на какой-либо один из видов грузов. Наша задача — быть мобильным и надежным партнером. Ведь никто не мог предугадать, что так вырастут объемы перевалки угля. А это оказалось напрямую связано с ценами на нефть. К тому же Бразилия начала массовую закупку угля, а Силезия уже не может справиться с такими заказами. Поэтому в Европу через Ригу пошел российский и украинский уголь. В связи с этим спросом мы также решили построить новый угольный терминал в устье Даугавы, рядом с терминалом Lakon.

Куда повернет “шелковый путь”

— Какие цели сейчас ставит перед собой Рижский свободный порт?
— Сегодня одна из центральных задач, стоящих перед Рижским свободным портом, — перенос терминалов из центра города в устье Даугавы. Представьте себе, судно должно пройти от устья реки до Вантового моста 17 км. Это не только удлиняет путь и требует услуг буксира, но и заставляет порт ежегодно вкладывать в очистку фарватера 4,5 миллиона латов. То есть деньги уходят в песок.
— В последнее время все транзитные государства активно обсуждают восстановление “шелкового пути”. Удалось ли вам добиться каких-либо конкретных результатов?
— Во время визита президента Латвии в Казахстан мы серьезно продвинули этот проект. Вице-премьер Айнар Шлесерс и глава Latvijas dzelzceџљ Андрис Зоргевиц подписали протокол, который призван обеспечить единую тарифную зону для грузов, которые движутся по так называемому “шелковому пути”. Пока это соглашение касается лишь контейнерных грузов. Следующий этап — разрешение проблем с тарифами и для других грузов: хлопка, нефти, зерна. Однако первый шаг сделан, и в ближайшие 5-7 лет объем контейнерных перевозок может увеличиться на 20%.
Очень важно, что Казахстан признал Латвию серьезным партнером. Не исключено, что это связано с нашим предложением по решению довольно болезненной для казахстанской стороны проблемы терминала Rїnћњi. Рижский порт предложил за собственные средства — около 4 миллиона латов — в довольно сжатые сроки построить терминал для таких казахстанских грузов, как нефть или металл. Место уже выделено. В ближайшее время ожидаем представительную делегацию из Казахстана.

Интересы Москвы и Минска

— Не пропал ли интерес у Москвы к приобретению собственного терминала в РСП?
— Этот вопрос так же актуален, сейчас ведутся переговоры с московским правительством. Москву интересует терминал по перегрузке пищевых продуктов. На сегодня все идет к тому, что правительство Москвы не будет строить собственные причалы, а войдет как акционер в один из уже действующих терминалов на территории порта.
Интерес к своему терминалу выразил и официальный Минск. У нас была официальная делегация, и скорее всего, нам удастся найти общий язык.
— РСП это ведь не только терминалы и причалы, но и свободная экономическая зона. Интересует ли это инвесторов?
— Совсем недавно утверждено несколько новых проектов. Один из них — производство по разборке отслуживших свой срок компьютеров. Есть и другие серьезные проекты: завод по переработке рапса, производство гранул для отопления.

01.11.2004 , 10:44

Александр ВИДЯКИН Александр ВИДЯКИН


Темы: ,
Написать комментарий