Кидок по-армейски 1

Теперь двери Службы социального обеспечения штурмуют тысячи военных, вернее, те, кто проходил срочную службу с 1991 по 1995 год. В то время Министерство обороны ЛР не платило за людей социальный налог, хотя и изымало его из зарплаты!


В чьих карманах осели солидные деньги — вопрос, понятно только, что сумма действительно огромная. Главная же проблема: поскольку министерство не перечисляло налог, у людей срок службы не внесен в общий трудовой стаж, соответственно, удар приходится по разным пособиям и пенсиям.

На днях ваш автор встретил знакомого — бывшего военного погранслужбы (когда она еще относилась к НВС — Министерству обороны ЛР) Константина. Выглядел человек, теперь — официально безработный, замученным. А на вопрос: “Что стряслось?” рассказал историю, которая запросто может стать толчком к серьезнейшим разборкам на государственном уровне.

Министерство обороны всех накололо

— Я служил с июня 1993–го по декабрь 1994–го на латвийско–литовской заставе. Зарплата у нас была 2,25 лата в месяц, которую потом, правда, повысили вдвое, — говорит Константин. — Тогда вообще ненормальное время было, ведь нас на полгода даже отрезали от своего же ведомства: не поставляли продукты. Приходилось добывать провиант самим, по распоряжению начальства мы питались… конфискованными у контрабандистов продуктами.

В то время через границу перевозили много скрытого товара. Иногда контрабандисты, увидев наш обход, бросали в приграничные речки сырое мясо, колбасы и сосиски, которые мы — всегда голодные, забыв о нарушителях, вылавливали вилами и простыми палками. Понятно, поскольку зарплата была даже не смешная, то о покупках в магазинах мы и не думали. Но вот я закончил службу, получил зарплату уже 80 латов и еще 30 “дембельских”, которые полагалось выдать либо деньгами, либо сухим пайком.

А о том, как тогда работали чиновники минобороны, говорит даже факт: нам просто забыли выдать военные билеты. Мне, как и тысячам других, всунули лишь регистрационную карточку, что я, мол, там–то и там–то служил. Только потом я вместе с другими людьми узнал: оказывается, карточку надо было через время самим менять на билет в районном военкомате. Но это все мелочи, самое “забавное” началось потом.

Некоторое время назад я, уже безработный, встал на биржу труда. Начали считать, каков у меня общий трудовой стаж, и вдруг выяснилось — в документах не хватает времени службы. Что такое?! Я стал бегать по разным инспекциям, отделениям службы соцстраха. Везде только разводили руками и намекали на полностью закрытую информацию о периоде с 1991 по 1995 год.

Недавно один инспектор проболтался: если вы служили в то время, это не засчитывается в трудовой стаж. Как?! Я не остановился на достигнутом и продолжал выяснять интересные подробности, которые уже долгие годы упорно скрывали от бывших военных. Наконец я узнал, почему годы службы не засчитываются в стаж. Тогда Министерство обороны… не перечисляло взятый с нас социальный налог (получается, госструктура крупно наколола само же государство. — И. М.).

Значит, годы службы просто физически не могли быть засчитаны в трудовой стаж, согласно закону, разработанному уже другим госведомством — Министерством благосостояния. А ведь я мог получать большее пособие по безработице, рассчитывать на надбавку к будущей пенсии и так далее. Получается, я, как и тысячи сослуживцев, все то время вообще нигде не числился! — возмущенно сказал Константин.

Солдат, спасай себя сам!

Поскольку Константин проживает на Москачке, корреспонденты “Вести Сегодня” обратились за комментариями к заведующей отделом по обслуживанию клиентов Государственного агентства социальной защиты Латгальского предместья Диане Дьячковой.

— Действительно, мы не можем засчитать срок службы периода с 1991 по 1995 год в общий трудовой стаж, поскольку за людей не был уплачен социальный налог. Каждый работодатель обязан был его платить. Но, по тогдашнему закону, военным после прохождения службы надо было самим приходить к нам и вносить за себя социальный налог. Правда, так поступали лишь знающие все законодательные нюансы люди, — говорит г–жа Дьячкова. Но, интересно, какой солдат, простой молодой парень, будет копаться в ворохе законов? Люди выполняли свой долг, служили и не думали, что государство на них не только плюет, но еще и капитально зарабатывает, иными словами — ворует из их карманов.

Виновные разбежались по планете?

Собеседница оставила без комментариев вопрос: “Если социальный налог изымали из зарплаты, но не перечисляли, значит, чиновники министерства в то время хорошенько наваривались?”

Обвинять тогдашнего министра обороны Валдиса Вилниса Павловскиса, двойного гражданина — Латвии и США, мы не станем, этим должны заниматься соответствующие органы. Однако где он теперь и жив ли вообще — неизвестно. Скорее всего, министр времен премьера Биркавса осел на каком–нибудь ранчо в родной Америке (видимо, оттуда он, между прочим, некогда перечислял пожертвования “Латвийскому пути”). К слову, после правления на посту минобороны он в США купил землю, построил дом, приобрел две машины — “БМВ” и “крайслер”, а еще получил из карманов налогоплательщиков компенсацию за якобы незаконную потерю денежной должности — 1181,83 Ls, плюс получал штатовскую пенсию по возрасту — 5348 $.

А Диана Дьячкова, возвращаясь к солдатским бедам, заметила: “Сейчас нет закона, чтобы начислить тем людям задним числом трудовой стаж, если не был уплачен соцналог”… Бедняги, для которых, кстати, поезд уже ушел, теперь ничего не могут поделать: ведь соцналог за годы службы тоже задним числом внести нельзя. Кроме того, ОЧЕНЬ многие из тех, кто служил, и не подозревают, что их кинули, об этом же отдельно не сообщалось, вот и живут себе спокойно, пока гром не грянул. И когда этим людям будут начислять пенсию, этот срок службы, естественно, не будет учитываться.

29.10.2004 , 14:18

Вести сегодня


Написать комментарий

Меня и самого так кинули.

На биже когда после армии стоял, сказали конкретно, заплати налог и тогда армия войдет в трудовой стаж. Рога бы поотшибить тому кто это придумал.