Что станет с бензином?

Вчера информационные агентства сообщили, что литовское нефтеперерабатывающее предприятие Mazeikiu nafta (MN) собирается принять решение о розничных продажах горючего в Латвии уже до конца года

“Вести Сегодня” решила поинтересоваться у директора латвийского представительства компании — MN Tirdzniecibas nams — Яниса Блумса о перспективах их деятельности в нашей республике и об общей ситуации на рынке нефтеторговли.

— Еще весной вы упоминали, что в планы MN входит формирование общебалтийской сети розничной продажи. Не считаете ли, что в Латвии это будет сделать достаточно сложно при существующей почти монопольной ситуации на рынке?

— Я не стал бы утверждать, что рынок горючего в Латвии монополизирован. Statoil и Neste — наши большие клиенты, но они также делают оптовые закупки у других поставщиков. При этом, например, Statoil держит приблизительно 20% рынка, а это не та цифра, чтобы говорить о монополии.

Таким образом, всем латвийским торговцам горючего приходится играть по тем правилам, которые устанавливает рыночная конкуренция. И у каждой компании своя политика ценообразования. Компании влияют на рынок лишь тем, что пытаются удержать цены, не повысив их раньше конкурентов. Это, кстати, мировая тенденция — судя по биржевым котировкам, многие торговцы бензином снизили свои маржи (торговые наценки).

Так что самое прямое влияние здесь оказывает мировая ситуация на рынке нефти. Могу отметить, что цены на бензин и дизтопливо растут не только в Латвии. Насколько я знаю, сейчас во Франции фермеры активно требуют от правительства компенсаций. И таких примеров можно привести множество. При этом долгосрочный вектор динамики цен на нефть к снижению не идет. Значит, несмотря на периодические падения стоимости барреля нефти, она все равно будет расти.

— Не значит ли это, что маленькие торговцы бензином могут закрыться в ближайшее время?

— Я бы не стал столь категорично утверждать. Но для маленьких фирм прибыль, конечно, важнее. Если для больших компаний не так критично понизить маржи, то маленькие за счет конкуренции просто смогут не выжить. Особенно это касается рынка Латгалии, где практически весь регион существует за счет небольших розничных торговцев бензином. У них–то уж точно будет сложный год.

— Это значит, что грядет консолидация рынка?

— Консолидация — это один из вариантов, который мог бы помочь им выжить. Торговцы, конечно, рассматривают и другие возможности.

— Например?

— Это может быть также продажа своего бизнеса… Существует множество способов, как хозяин может распорядиться своей собственностью, если она теряет рентабельность.

— Касаясь ваших планов о розничной торговле в Латвии… Каким путем собираетесь пойти вы: купить эти нерентабельные АЗС или строить свою новую сеть?

— Мы занимаемся глубоким анализом рынка, а решение будет принимать уже наш владелец. Вообще рынок очень сложный, слишком много маленьких игроков, у которых к тому же заправки не всегда соответствуют будущим требованиям Евросоюза. И это, кстати, еще один аргумент в пользу того, что монополии в этом сегменте не наблюдается — ни на оптовом, ни на розничном уровнях.

— Каков ваш прогноз по поводу цен на нефтепродукты на ближайший период?

— Вы же знаете, что это достаточно трудно прогнозировать, так как рост мировых цен зависит в том числе и от случайных факторов. При этом очередные повышения доходят до розничного рынка Латвии с одно–двухнедельной задержкой. Могу отметить, что до Нового года цены останутся на прежнем уровне, если и изменятся, то в пределах полусантима.

Однако с января нас ждут перемены. Это связано с планируемым пересчетом акцизного налога, а также с введением норм хранения резервного топлива. Таким образом, с Нового года владельцам бензозаправок придется тратиться на приобретение запасов и хранить их у себя. Это, конечно, повлечет за собой дополнительные расходы и прямым образом отразится на стоимости бензина. Ведь, по сути, это будут замороженные деньги, которые компаниям еще надо будет выделить из своего бюджета.

28.10.2004 , 14:00

Сергей СПИВАК, Вести сегодня


Написать комментарий