Будущее Риги — в каменных джунглях?

Жилмассив, где я живу, построен в 1971-1972 годах. До этого там была болотистая местность с маленькими домиками и огородами. Об этом напоминает сохранившийся кусочек улочки тех времен — Пурва (Болотная). Строители снесли домишки, подсыпали земли, построили район

Застроили комплексно, как тогда требовали строительные нормы. Построили школу со стадионом, детский сад, торговый центр, детские площадки, зеленые уголки со скамеечками — пенсионерам посидеть, кафе, даже домоуправление в центре. Строили аккуратно, все старые деревья между домами остались, остальное засадили новыми, за 32 года они выросли большими. Свободной территории, по старым советским нормам застройки, не осталось.

На прошлой неделе между домами, там расстояние метров 30-40, небольшая рощица, появился большой фанерный щит на столбиках: “Продается земля”, указан телефон фирмы. Фирма объяснила: продается 1000 кв. метров по 55 евро за метр, можете купить.

Таким образом, до нас дошло то, чем сейчас возмущаются жители в разных концах города, когда у них под окнами начинают строить, сметая всю красоту и дружественную человеку живую среду, которую когда–то, когда действовали другие нормы и требования, создавали проектировщики, рассаживая деревья и кусты и строя детские площадки.

Рижская дума это интересное явление — уничтожение жилой среды города — уклончиво называет “застройкой дворов”, хотя никаких дворов в “новых” районах давно не существует, есть стадионы, детские площадки, зеленые зоны, рощи деревьев, то, что до настоящего времени являлось непременной составляющей жилых районов. Да и в старых районах все жуткие дворы начала прошлого века давно переоборудованы в детские площадки и зеленые зоны, требовавшиеся по советским нормам городского благоустройства.

В ответ на вопли жильцов и различных общественных организаций против раздаваемых Рижской думой разрешений на совершенно стихийное строительство в самых неожиданных местах один важный начальник департамента РД совершенно безапелляционно заявил, что застройка дворов будет продолжаться, так как “Рига должна развиваться!”. И вот мы всюду видим последствия этого “развития”.

Вокзальная площадь уже полностью застроена, там уже трудно найти и сам вокзал, и почтамт. А если найдешь вокзал, то удастся ли найти поезда и их расписание — большой вопрос, вокзал тоже уже просто супермаркет. Когда–то стройная, высокая и изящная вокзальная часовая башня с цветомузыкальным панно давно беременна, она обрела большой живот: ей пристроили кафе — очень необходимую вещь, 25 полупустых кафе вокруг недостаточно? Центральный городской почтамт оказался на заднем дворе универмага, посетители почтамта теперь обязаны “любоваться” его изнанкой. Универмага–вокзала и еще другого универмага вплотную к нему, на вокзальной площади, отцам города показалось недостаточно (или не хватило на всех полученного “отката”?), и они воздвигли еще один, совершенно изумительно — прямо поверх Городского канала! Один приезжий гость, знакомый еще со старой Привокзальной площадью, приехав и выйдя из вокзала, поразился: “Ну и нагородили вы здесь! У вас что, городского архитектора совсем нет?”

Наверно, его действительно нет или он озабочен совсем другим. Иначе чем можно объяснить появление стекляшки–супермаркета прямо на зеленой бульварной полосе набережной, единственное “липовое прикрытие” появления которого — средневековое романтическое название какого–то бастиона? Даже старый дворец Петра с висячими садами, гордость средневековой Риги и фешенебельная резиденция миллионера Преатони, сейчас оказался на заднем дворе этого магазина.

Практика застройки бульваров продолжается — канал у вокзала застроен, немного дальше, прямо на зеленом газоне бульвара Райниса, все лето уже строится какое–то заведение, наверно, кто–то доказал, что десятков этих заведений по обеим сторонам бульвара недостаточно, и предложил построить еще одно в середине, да так “предложил”, что отцы города не в силах были отказаться.

Отдельные непонятливые жильцы обижаются на думу, когда она дает разрешение строить вплотную к их окнам или застроить их любимую зеленую полянку прямо под их окнами, но вы сходите к Ратуше и посмотрите — даже их собственные думские окна загорожены построенным вплотную домом Казарина. Что можно ожидать от таких отцов города? Только единственного — горячего многолетнего бестолкового обсуждения переименования улицы Дудаева! Вот этому они отдаются полностью, здесь они полностью свободны! А где наш главный архитектор города? Что он? Когда–то у нас были серьезные главные архитекторы, они десятками лет руководили городской застройкой, обеспечивая развитие и сохранение единого ансамбля города. В городе, созданном по их планам, мы все еще живем, и это их застройку совершенно варварски кромсает дума.

Освальд Тилманис, главный архитектор с 1934 и до 1958 года, руководил архитектурой Риги 28 лет независимо от всех революционных переворотов, заслуженный деятель искусств, член–корреспондент Академии архитектуры и строительства СССР. Гунар Асарис, главный архитектор в 1971 — 1995 годах, 24 года руководил, член–корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии. Разработал генеральный план Риги до 2005 года. Потом архитекторы стали меняться как перчатки, каждая партия старалась назначить своего. Их результаты деятельности мы и видим сейчас в городе — полный хаос, о сохранении какого–то ансамбля не идет и речи. Основная задача всех — разрешить, успеть отхватить “откат” и слинять. Домики “под старину”, что они настроили в Старой Риге вокруг церкви Петра, один американец назвал “Диснейлендом” и спросил: а зачем вы это здесь построили, ведь это только принижает ценность остальной, настоящей Старой Риги, она тоже ведь превращается в не имеющей цены “новодел”?

Если этот беспредел будет продолжаться, наша любимая Рига превратится в такие каменные и железные джунгли из стеклянных и металлических типовых панелей без единого зеленого деревца и газончика, с узкими, как в Старой Риге, улочками, заполненными барами, казино и магазинами всевозможных иностранных торговых сетей. А нам останется только восхищаться своими городскими чиновниками, которых хоть совсем недавно мы сами выбрали на муниципальных выборах, но они уже на второй день нас начисто забыли. При подробном рассмотрении сложившейся ситуации бросается в глаза один парадокс. Это полная независимость чиновников и городских депутатов, которых мы сами недавно навыбирали, от нас, их избирателей. Ведь во всех конфликтах, которые сейчас возникали на почве застройки дворов, полянок, окон, детских площадок, конфликтующие стороны выглядели так: с одной стороны — скороспелая фирма, организованная несколько недель назад, с капиталом в 2 — 3 тысячи латов и спешно взятым кредитом, с другой стороны — 100-200 жильцов, избирателей этих депутатов и чиновников. Значительная сила. Ведь именно эти жильцы их выбрали в эту власть, и через четыре месяца они снова будут их переизбирать. Но ни разу эти выбранные нами клерки не приняли нашу сторону, они всегда на стороне наших обидчиков, разных ловкачей, старающихся увести у нас что–то из нашей обычной жизненной среды. Почему?

Стремления фирм–застройщиков в этом совершенно ясны. Сажая свой новый дом в гуще существующей застройки, они используют готовую инфраструктуру — энергосети, дороги, водопровод, тепло, канализацию. Это дает экономию строительных расходов до 30%.

Очень большие суммы. Удовольствие получить такое разрешение для фирмы много стоит. Есть смысл раскошелиться. Но почему наши депутаты не поддерживают своих избирателей, от которых они, кажется, зависят? Ответ только один: они уверены, что от нас не зависят, что в нужный момент они опять переименуют свои партии, перебегут в другие, сочинят для нас красивые лозунги, прокрутят по телевидению свои красивые фотографии с подписью “Команда”, и мы снова растаем и опять их всех выберем.

И они правы. Так и будет. Янис Райнис еще в 1924 году, 80 лет назад, сказал, что наших депутатов ничего, кроме своих интересов, не интересует. Но с того времени прошло 80 лет, сменилось 4 поколения, но мы ничему не научились. Мы не научились выбирать. Научимся ли?

28.10.2004 , 13:57

Эрнест БУЙВИД, Вести сегодня


Написать комментарий