Рита Строде: «Я не позавидую будущему мэру!»

В последнее время имя председателя думы часто упоминается на страницах местных газет в связи с затянувшимся конфликтом между думой и фирмой «Pellston Nami». Мэра даже обвинили в вымогательстве. А что по этому поводу думает сама мэр? Да и по остальным проблемам тоже? На просьбу об интервью «Миллиону» Рита Строде ответила «Нет проблем!»

- Город, безусловно, заинтересован в том, чтобы гостиница в центре была, наконец, сдана. Однако все упирается в стоянку автотранспорта, которая примыкает к площади Виенибас. Скажите, почему дума выступает против того, чтобы принять эту стоянку? Ведь «Pellston Nami» ее городу дарит. Город может получать с нее прибыль. Какой резон отказываться от прибыли? А тем более дополнительно тратить бюджетные средства, чтобы ликвидировать стоянку?
– Первоначально в планы «Pellston Nami» вообще не входили ни реконструкция площади Виенибас, ни строительство стоянки. Однако я сама предложила такой вариант: они за свои средства реконструируют площадь, а за это дума им разрешает использовать часть площади под автостоянку. Я понимала, что это не самый лучший вариант, но хотела таким образом сэкономить бюджетные деньги. Тем более, что найти их в бюджете было очень сложно. Скажу больше. Когда «Pellston Nami» входила в город – еще при прежнем руководстве думы, – то был заключен договор о том, что за вхождение в город фирма покупает игровые площадки. Часть они купили и установили, а часть – на 80 тысяч латов – еще не была установлена. Я им предложила – пусть эти деньги пойдут в счет ремонта площади. Они согласились. И в итоге был заключен двусторонний договор между думой и «Pellston Nami», по которому фирма обязалась реконструировать площадь, а взамен получила разрешение на строительство автостоянки. И вот в августе, как снег на голову, они заявляют, что не станут ремонтировать площадь. А стоянку-то свою они уже сделали! Говорят мне: денег у них на площадь нет. А я ответила: «Тогда наш договор теряет силу. Отремонтируете площадь – стоянка сохранится, а иначе – нет». Обязательства ведь должны выполняться! Слышали бы Вы, в какой тональности после этого пошел разговор! Я такого тона в кабинете председателя думы до этого не слышала. Естественно, я возмутилась. Где в августе мне найти 150 тысяч латов на реконструкцию площади? Когда я еще не знаю – будет ли перевыполнение бюджета или нет. А ведь это счастье, что у нас была «заначка». А если бы ее не было? Что бы мне сказали горожане, если бы площадь так и осталась разрытой? Думаю, немало нелицеприятного. И были бы совершенно правы.
– Я все понимаю. И тем не менее… Вот стоянка уже есть. Зачем тратить деньги, чтобы ее ликвидировать?
– Там ликвидировать ничего не надо. Кроме тротуара, которого в плане вообще не было. Давайте говорить по-существу. Эта стоянка нужна не городу, а гостинице. И даже скорее не гостинице, а торговому центру! Но мы ведь предложили «Pellston Nami» альтернативу. Мы готовы им были выделить место для стоянки возле «Диттона». Нет проблем! Кстати, вспомните – когда было заключено соглашение о строительстве стоянки, в некоторых газетах поднялся шум, и мои политические оппоненты не молчали: «Смотрите, на главной площади города Строде хочет сделать стоянку!» А сегодня меня критикуют за то, что я против этой стоянки. Где же логика? Логики нет, есть политика.
Я сейчас ругаю себя за то, что пошла на это соглашение. Повторяю, пошла из-за того, чтобы сэкономить для города деньги. И вот чем это обернулось!
– Какой же Вы видите выход из этой ситуации?
– Для нужд гостиницы мы отдали под стоянку автомашин часть улицы Гимназияс. Об альтернативной стоянке я уже говорила. А превратить площадь Виенибас в автостоянку – такое решение я принимать не стану. Я заинтересована в сдаче гостиницы. Препятствий в этом дума чинить не станет.
– А что Вы скажете по поводу утверждения представителей «Pellston Nami», будто Вы вымогали у них 156 тысяч латов?
– Мои слова и намерения эти господа сознательно извратили. Я говорила: «Вот, давайте деньги на реконструкцию площади, как вы и обещали в договоре!» Речь действительно шла о 150 тысячах латов. Именно такая сумма и нужна на реконструкцию площади. Я требовала: «Выполняйте свои обещания!» Причем здесь вымогательство? Какая же здесь коррупция? Слава Богу, что разговор шел при свидетелях!
– Создается впечатление, что при распределении муниципальных заказов фирма «Бувмеханизация» получает преимущество. А ведь всем известно, что с этой фирмой связан Ваш заместитель г-н Даукст. Никто не сомневался, что заказ на реконструкцию площади получит «Бувмеханизация». Так и случилось. Что Вы по этому поводу думаете?
– Заказ отдается той фирме, которая предлагает самую низкую цену. А я считаю каждый бюджетный сантим. Из 620 тысяч латов, предназначенных на ремонт дорог в этом году, самоуправлению после отказа «Pellston Nami» пришлось взять 150 тысяч на реконструкцию площади. Вот и выбрали ту фирму, которая меньше возьмет за работу. Мы сделали опрос цен на подготовку работ на площади. Меньшую сумму назвала «Бувмеханизация». И в конкурсе на укладку плитки эта же фирма предложила наименьшую цену. Хотя участвовало несколько фирм, в том числе из Риги. Почему же мы должны были отказываться от выгодной сделки? Только потому, что к этой фирме имеет отношение г-н Даукст?
– А как Вы оцениваете поступок Вашего зама г-на Даукста, когда он направил письмо «Pellston Nami» с требованием предоплаты фирме «Бувмеханизация»? Вы не видите здесь смыкания интересов чиновника и одновременно бизнесмена?
– «Pellston Nami» наняла фирму «Бувмеханизация» для проведения работ на площади. Это их коммерческие отношения, к которым дума не имеет никакого отношения. А о письме А.Даукста мне ничего не известно.
– Сегодня большинство горожан проблемой № 1 называют безработицу. Проходят годы, одна дума сменяет другую, а проблема не решается. В городе не открыто ни одно крупное производство, зато намечаются массовые увольнения. Скажите, самоуправление в принципе не может привлечь в город серьезные инвестиции или просто до этого руки не доходят, не хватает воли, настойчивости, связей, наконец?
– А почему самоуправление должно заниматься бизнесом? Задача в другом: дума должна способствовать приходу инвестиций. Что и делает путем налоговых льгот, создания в городе благоприятной среды для развития производства и предпринимательства в целом. Например, дума участвует в проекте модернизации освещения и сервитутных дорог в бизнес-парке на территории бывшего ЗХВ. Там сейчас работают около 1000 человек. Что касается безработицы, то эта проблема, действительно, серьезная, и она не может быть решена без помощи государства, одними лишь усилиями самоуправления. Не менее серьезная проблема – низкие зарплаты. Массовые увольнения ? Будем надеяться, что до этого все-таки дело не дойдет. Да, на сегодня, скажем, на ЛРЗ планируют сократить 250 человек. Конечно, это большая цифра. Но значительный процент из этого числа – пенсионеры, да и просто нерадивые люди, нарушители дисциплины. Кроме того, не будем забывать, что ежегодная ротация рабочей силы на этом заводе составляла 500 человек. Что касается крупных производств, то я бы не хотела, чтобы они пришли в город. Это рискованно. В случае банкротства такого предприятия на улице могут оказаться тысячи людей. А небольших предприятий в городе появилось немало. И число их увеличивается. Через полгода значительно возрастет количество рабочих мест на филиале фирмы «Аврора». Появятся новые рабочие места на заводе «Циеглере машинбуве». Будет построен завод формальдегидных смол. В сумме это даст сотни новых рабочих мест. Даугавпилс – единственный город в Латвии, который сохранил такой большой производственный потенциал. Все познается в сравнении.
– После того, как расчет платы за тепло будет производиться по показаниям домовых теплосчетчиков, эта плата в ряде домов может заметно возрасти. Не предполагает ли дума хотя бы частично профинансировать работы по ремонту внутридомовых теплосистем? Это было бы морально оправдано, т.к. самоуправление передало на приватизацию дома довольно в плохом состоянии?
– Это не самоуправление передало, а государство. У самоуправления нет средств, чтобы заниматься ремонтом жилья, оно может только помочь. Да и закон не позволяет самоуправлению вкладывать средства в ремонт приватизированного жилья. 20% жилья – муниципальное. Вот в него мы можем вкладывать. Мы сейчас ставим себе задачу: модернизировать теплосети так, чтобы себестоимость одной гигакалории снизилась в два раза.
– Может быть, за счет этого можно будет снизить тариф на тепло?
– Вот этого я не обещаю. Ведь неизбежно возрастет стоимость природного газа. Пусть не в этом отопительном сезоне, но может, в следующем. Руководитель «Латвияс Газе» г-н Давис обещал мне не поднимать в этом году стоимость газа для Даугавпилса. Это ведь еще и личные контакты и хорошие отношения. Поэтому я ставлю себе задачу – не допустить повышения тарифов на тепло.
– Не за горами выборы новой думы. Может так случиться, что в политическом смысле она будет еще более неоднородна и разрозненна, нежели сегодня. Сможет ли она по-серьезному решать проблемы города?
– Многое будет зависеть от мудрости партий, которые будут представлены в думе. И от того, кого изберут председателем. Я бы очень хотела, чтобы это был уравновешенный человек. Честно говоря, я не позавидую будущему мэру. Это архитрудно – работать с такой «лоскутной» думой.
– Вы пойдете на выборы в списке «Латвияс Цельш». Какие другие партии могут войти в предвыборный блок с «ЛЦ»?
– Мы пойдем в блоке только с Даугавпилсской городской партией. А сотрудничать будем с центристскими партиями.

28.10.2004 , 12:49

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий