Латвийская коррида

Возможно, большинство наших бизнесменов вернулись бы из деловой поездки по Испании ни с чем, если бы Латвия не граничила с Россией

Политически неприемлемый партнер, в восприятии официальной Риги, Россия стала для латвийских бизнесменов фактически единственной возможностью вызвать испанцев на разговор.

Вице-премьер Айнар Шлесерс раздражается, когда слышит вопрос о том, есть ли будущее у латвийско-испанских экономических связей, учитывая физическую отдаленность двух стран. “И в чем отдаленность? — удивляется Шлесерс.— До Мадрида из Риги — четыре часа лету!” Поэтому, по его мнению, поездка латвийских бизнесменов в Испанию оказалась не то что не напрасной, а очень даже полезной. “После вступления в ЕС для нас открылся не только большой испанский рынок, но и рынки всех стран, бывших некогда колониями Испании”,— указывает Шлесерс. Якобы становящаяся доступной для латвийского бизнесмена Латинская Америка — это первый и фактически единственный довод Шлесерса. “Подождите до марта,— просит Шлесерс.— Тогда будут организованы прямые воздушные рейсы Рига—Барселона, я это обещаю. И у наших бизнесменов появится возможность почаще общаться с испанскими коллегами”.

Зам. главы Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР) Андрис Озолс полностью согласен с вице-премьером, но считает, что “запрыгнуть” нашим бизнесменам на испанский рынок, не говоря уже о латиноамериканском, будет ой как не просто. “Главная и основная проблема — это языковой барьер, потому что даже испанские бизнесмены, так сказать, высшего звена говорят обычно только по-испански,— поясняет Озолс.— Как устранить эту проблему? Я не знаю”. Еще один, по мнению Озолса, барьер на пути наших бизнесменов — ориентация испанского бизнесмена фактически только на бывшие колонии своей страны. То есть заставить испанца посмотреть в восточном направлении, когда ему и в западном “смотрится” неплохо, совсем не просто. Этот минус вице-премьер Шлесерс предлагает обратить в плюс: “Мы можем пройти в Латинскую Америку проторенными испанцами дорожками”.

Чтобы не быть голословным, вице-премьер приводит пример: “Посмотрите на датчан! Они покупают нашу мебель и продают ее в Америке! Почему мы сами не можем этого делать, если уж наша продукция так нравится за океаном?!” “Потому что испанцы нас совершенно не знают”,— заочно не соглашается с вице-премьером г-н Озолс. И вправду, можно предположить, что испанское руководство, принимая таких высоких гостей, как Шлесерс, гостей из Латвии, явно не понимает, о какой стране идет речь.

Простые же латвийские бизнесмены в разговоре с простыми испанскими коллегами занимаются не обсуждением деловых вопросов, а школьной географией. “Да, нас уже не путают с Россией и не говорят, что мы являемся ее губернией, как можно было слышать во многих странах раньше,— говорит зам. главы ЛАИР Озолс.— Но ведь многие испанские бизнесмены запросто называют Латвию Литвой, не говоря уже о том, что они ничего не понимают в нашей экономической ситуации”. Как метко заметил один латвийский бизнесмен, побывавший в Испании: тамошние предприниматели оживляются, только когда слышат слово “раша” (от англ. Russia). “Я помню, как у них (испанцев) загорелись глаза, когда услышали, что рядом с нами большой российский рынок”,— сказал на второй день визита в Испанию глава Latvijas pasts Гинт Шкодовс.

Вообще тема России сыграла весьма метафорическую роль в ходе визита официальной латвийской делегации в Испанию. В то время как президент Вайра Вике-Фрейберга и глава МИДа Артис Пабрикс всячески пытались заручиться поддержкой испанцев в противостоянии со злым и непредсказуемым соседом, в руках наших бизнесменов Россия стала козырем, для того чтобы склонить испанцев к сотрудничеству с нами. Благо, что и в первом и во втором случае нас слушали все-таки разные испанцы. Вице-премьер Айнар Шлесерс не видит в этом никакого противоречия: “А что в этом плохого? Мы должны быть честными со своими партнерами и сказать, что вот политические отношения у нас не заладились, а на экономическом уровне у нас с Россией есть потенциал для сотрудничества”.

“Близость российского рынка мы представляли испанцам как наше преимущество, и в первую очередь — с точки зрения логистики”,— говорит Озолс. “Мы должны пользоваться тем, что знаем русский язык, знаем ментальность русских”,— вторит Шлесерс. При этом вице-премьера нисколько не смущает печальный опыт с Белоруссией, которая ответила фактически санкциями в отношении наших бизнесменов на политическую риторику официальной Риги. Опрошенные Kb предприниматели (правда, на условиях анонимности) говорят примерно так: “Да все Шлесерс понимает! Но не может же его позиция быть не такой, как у нашего президента и министра иностранных дел, тем более что они вместе были в Испании! Вот это было бы действительно странно!”

Впрочем, все признают, что и без помощи России мы способны расширить экономическое сотрудничество с Испанией — настолько, конечно, насколько это позволят наш сравнительно небольшой рынок и ресурсы. “Испанцы интересуются нашим сырьем, готовы к сотрудничеству в сфере розничной торговли,— говорит Озолс.— Но наибольшую перспективу в выходе на испанский рынок имеют, конечно, деревообработчики, учитывая, что Испания не богата лесами. Перспективно в испанском направлении также машиностроение (больше специфические услуги), недвижимое имущество, цены на которое у нас растут, высокие технологии и, конечно, туризм”. Все это указывает на то, что в отношении Испании мы можем рассчитывать лишь на так называемые выходящие инвестиции. “Подавать Латвию как транзитную страну намного выгоднее, чем пытаться сбывать испанскую продукцию на нашем рынке. Мы все прекрасно знаем, сколько мы можем потратить, поэтому не стоит питать на этот счет иллюзий. Мы должны налегать на транзит”,— говорит г-н Озолс. Но некоторых из опрошенных Kb предпринимателей мучит другой вопрос: как можно говорить о развитии испанского транзита в ту же Россию или Белоруссию, если мы не отказываемся при каждом удобном случае загнать отношения с этими странами в еще больший тупик?!

Из нас сделают гонконгцев

Правительство хочет видеть Латвию европейским Гонконгом — региональным финансовым и экономическим центром, заявил журналистам вице-премьер Айнар Шлесерс после очередной встречи правительства и Совета иностранных инвесторов в Латвии (СИИЛ).

Латвия как транзитные ворота между Западом и Востоком была главной темой встречи правительства и инвесторов, отметила председатель правления СИИЛ, исполнительный директор Latvija Statoil Байба Рубеса. Речь шла также об усовершенствовании налогового режима, особенно в отношении налога на добавленную стоимость (НДС), улучшении таможенных условий и развитии инфраструктуры (аэропорта, портов, железной дороги и автодорог). Особое внимание на встрече с инвесторами уделялось развитию туризма. Вице-премьер отметил, что иностранные и местные инвесторы готовы сотрудничать в этом секторе, и это важно для Латвии, так как туристическая отрасль — одна из основных для нашей страны.

Вице-премьер сообщил, что на встрече обсуждалась экономическая ситуация в стране. Правительство получило от иностранных инвесторов подтверждение: они заинтересованы в продолжении работы в Латвии, что важно для содействия экономическому развитию страны. Шлесерс, комментируя предложения по усовершенствованию налоговой системы, отметил, что она не может быть идеальной, но Латвия готова ее улучшать. Будучи в Испании и встречаясь с представителями этой страны, Шлесерс убедился, что официальный Мадрид не поддерживает идею выравнивания налога на прибыль с предприятий в ЕС, если это влечет за собой повышение налоговых ставок. Испания, как и Латвия, полагает, что такой шаг не способствует конкурентоспособности ЕС. Следующая встреча правительства и СИИЛ состоится в июне будущего года по итогам первого года членства Латвии в ЕС.

25.10.2004 , 15:09

Коммерсант Baltic Daily


Темы: ,
Написать комментарий