Легкой жизни никто не обещал

Маклер, работающий с недвижимостью, - одна из самых распространенных профессий - и одна из самых рискованных. «Сегодня ты на коне, а завтра в луже - и, возможно, надолго» - это суровые рабочие будни маклера. Об этом «Деловой» узнал, попробовав разобраться, за что нужно платить маклеру, всегда ли платят, а если платят, то сколько, воспользовавшись местным материалом

В фирме Rielters подтвердили, что хлеб у маклера нелегкий, и объяснили, почему, примерно обрисовав происходящий процесс.

Что они делают


Итак, прежде всего приглашенный вами маклер должен получить комплексное представление о том, что предлагаете вы и что будет продавать он. Поэтому он начинает с осмотра дома, подъезда и, наконец, квартиры, после чего согласовывает свое видение стоимости вашего жилья с ценой, которую вы запрашиваете. Его видение, как правило, отличается от представлений продающего, поскольку маклер лучше ориентируется на рынке.

Уточнив стоимость продаваемого, маклер договаривается о жизненно важном: о размере своего гонорара. Если гонорар тем или иным образом гарантирован, то процедура продажи может иметь два варианта, которые зависят от того, есть ли у маклера претендент именно на такое жилье или его нужно искать.

В первом случае маклеру достаточно поднять свою базу данных. Ее объем зависит от сноровки маклера и его стажа работы на рынке.

Во втором случае ему придется давать объявления, причем адресно. То есть в те СМИ, которые предлагают жилье такого класса. Делает это маклер за свой счет. И делает неоднократно, поскольку сразу же попасть «в яблочко» очень трудно: нужно, чтобы совпали не только площадь квартиры и ее цена, но и район, этаж, инфраструктура и т. п. В некоторых «особо тяжелых» случаях приходится искать до полугода.

Если претендент найден, маклеру нужно опять договориться о жизненно важном. Поскольку никто лишних денег платить не хочет, покупатели «кидают» маклера именно на этом этапе: посмотрев предлагаемое жилье, уверяют, что квартира не подошла, благодарят, а на другой день заключают сделку с продавцом уже без посредника. У опытного маклера в арсенале несколько способов избежать этого, но все же «на всякого мудреца довольно простоты».

Если неприятностей удалось избежать, покупатель приглашается на осмотр квартиры. Осмотр в половине случаев не дает положительного результата, поскольку часто реалии не совпадают с представлениями о них. Если покупателю квартира не понравилась, то маклер вынужден продолжать свои поиски, постоянно выясняя, а не продан ли уже товар.

Если жилье понравилось, то обсуждается процедура оплаты покупки – сразу или через кредит. Как правило, маклер работает над сделкой до конца, поскольку оба клиента понимают, что без грамотно оформленной сделки и без ее юридического сопровождения на всех этапах у любой из сторон могут возникнуть непоправимые проблемы.

Сколько им платят


Как раз за всю вышеописанную работу маклеру и платят. Так зарабатывают маклеры – работники риэлторских фирм. Так же работают и маклеры-одиночки, или «черные» бойцы невидимого фронта.

«Деловой» опросил и фирмы, и отдельных бойцов, и понял, что гонорары за маклерские услуги в поиске квартир всюду примерно одинаковы. В среднем по Риге это около 500 евро с одной успешно проведенной сделки. Исключения – сделки с крупной недвижимостью, там можно сорвать гонорар до 3000 евро. Когда речь идет о крупных объектах (земля, особняки и прочее), говорят, как правило, уже о проценте от полной суммы.

Даже у очень крупных риэлторских компаний проблемы такие же, как у маклера-одиночки. Но в их работе есть и существенное отличие: здесь осуществляются сделки с крупной недвижимостью – землей, домами, элитными квартирами. Как сказали «Деловому» в компании Latio, их маклер тоже ведет дело от начала до конца с требуемым юридическим сопровождением. Гарантии выдерживания всех норм и требований оформления сделки стопроцентные. За эти услуги клиенты рассчитываются с фирмой, отдавая 3-5 процентов от суммы сделки. Если сделка миллионная, то это могут быть 2 процента. А вот сколько получает сам маклер – это большая коммерческая тайна, хотя, как сказали «Деловому», получают они хорошо.

Неофициальные источники, пожелавшие остаться неизвестными, называли 1000 евро, например, за проданный особняк стоимостью 100 000. Таким образом, получается, что удачливому маклеру в лучшем случае достается треть от того, что он принес компании. Понятно, что у многих возникает соблазн работать самостоятельно: зачем же делиться, если можно все складывать в один карман? Вот и снова всплывает проблема «черных» маклеров.

Черные дни «черных» маклеров


На вопрос «Делового», каково число «черных» маклеров, работающих сейчас в Риге, большинство опрошенных сошлись на цифре 20%. В то время как пять лет назад их было 50%. Для «черных» наступили черные дни. Вызвано это несколькими причинами.

Во-первых, цены у компаний и у маклеров-одиночек почти сравнялись, а значит, клиент все чаще обращается в фирму, которая является юридическим лицом, предоставляя соответствующие юридические гарантии.

Во-вторых, в фирмы стекается все больший объем информации о спросе и предложении, а значит, они легче и быстрее находят приемлемый вариант купли-продажи.

В-третьих, за «черными» маклерами стали активно охотиться налоговики, поскольку редко кто из бойцов невидимого фронта имеет желание поделиться с государством тяжело заработанными деньгами.

И наконец, упорядоченная часть рынка тоже не жаждет видеть на своем поле не поддающихся контролю одиноких игроков. Вопрос только в том, насколько успешной будет их борьба.

25.10.2004 , 12:12

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий