«Нас всех загонят в могильник!» 1

такими словами встретили пикетчики представителей Литвы, приехавших в Даугавпилс обсуждать проект строительства хранилища для радиоактивных отходов. Акцию протеста организовали движение зеленых и латгальская общественная организация «Озолс».

Хранилище радиоактивных отходов будет расположено так, что даже в случае утечки Литва практически не пострадает. Радиация накроет Латвию и уже пережившую чернобыльскую катастрофу Белоруссию.

Центральная площадь Даугавпилса расположена всего в 30 километрах от запланированного хранилища.

В советское время на территории Деменской волости, примыкающей к Литве, было 14 пунктов контроля. Теперь существует только один.

Уже сейчас на Игналинской АЭС хранятся десятки емкостей с отработанным ядерным топливом. После закрытия второго блока их будет больше.

P

Аркадий Посевин, международный эксперт по экологии.

Как уже знают читатели «Часа», после прекращения работы Игналинской АЭС планируется создать полигон для хранения всех опасных материалов буквально на границе с Латвией и Белоруссией. Вместо устаревших реакторов Литва, Латвия и Белоруссия намерены запустить новую атомную станцию. Второй блок должен быть закрыт уже в 2009 году. А до 2012 года предстоит построить могильник – забетонированный бункер под земляным холмом. Практически дело решенное, чего уж тут протестовать?

Отработанное топливо – в шахту

- Мы не против этого сооружения, – говорит руководитель общественного бюро «Озолс» и международный эксперт по вопросам экологии Аркадий Посевин. – Понятно, что Игналинскую атомную станцию строили в Советском Союзе, и радиоактивные отходы планировалось отправлять на переработку и захоронение в отдаленные места. Теперь же эту проблему нужно решать самим. Мы реалисты и прекрасно понимаем, что разобранная атомная станция не испарится, для всех материалов необходимо найти место. Но вот что необходимо учесть.

При ликвидации такого объекта появляется три вида отходов. Строительные материалы – это раз. Среднерадиоактивные вещества – это два. По существующей технологии они действительно хранятся в бетонных блоках под землей, и это считается достаточно безопасным способом. Наконец, высокорадиоактивное отработанное топливо. Вот это чрезвычайно опасная вещь. Поэтому для захоронения подобных отходов применяются совершенно другие методы. Такие контейнеры помещают в шахты, причем в скальных породах, там, где нет никакой сейсмической активности, на глубине, где нет водоносных слоев.

К примеру, Франция, которая активно использует атомную энергию, отработанное топливо отправляет в Германию, где есть такие хранилища. И то люди протестуют, ложатся на рельсы, не пропуская составы с радиоактивными веществами на свою землю. А мы молчим, хотя смертоносный груз собираются поместить у нас под боком. Поскольку могильник фактически не предназначен для высокорадиоактивных отходов, отработанное топливо будет размещено там якобы временно. На какое время? Куда оно денется потом? Нет ничего более постоянного, чем такие временные хранилища.

Все потечет в Даугаву!

Латгальских экологов чрезвычайно возмущает тот факт, что в проекте, по их мнению, недостаточно проработан вопрос о влиянии на территорию соседних стран. В Литве строительство могильника обществом поддерживается. Только ли потому, что новая атомная станции решит и энергетическую проблему всей страны, и социально-экономические проблемы Висагинаса? Хранилище будет расположено так, что даже в случае утечки Литва практически не пострадает. Роза ветров на данной территории показывает, что воздушные массы перемещаются преимущественно в сторону Латвии. Рельеф тоже имеет наклон в сторону соседних государств. То есть все ручейки, речушки принадлежат бассейну Даугавы и в конечном итоге впадают в нашу главную реку. Белоруссия – в такой же ситуации.

- Вот у меня в руках оценка влияния данного объекта на окружающую среду, подготовленная Литовским энергетическим институтом, – продолжает Аркадий Посевин. – Тут сказано, что плотность населения на прилегающей к могильнику территории – 0,5 человека на квадратный километр. Это они свое население посчитали. А Даугавпилс? Центральная площадь города находится в тридцати километрах от хранилища. У нас тоже 0,5 человека на квадратный километр? В Литве у жителей есть льготы на электороэнергию, есть регулярные медицинские обследования, таблетки с йодом выдают каждому. У нас – ничего.

В советское время на территории Деменской волости, примыкающей к Литве, было 14 пунктов контроля. Теперь существует только один датчик, который измеряет радиационный фон и данные передает в Юрмалу. Но ведь это такая дрянь, что в одном дворе, куда попала пыль, будет высокий уровень заражения, а рядом, на горке, где ветром все сдуло, будет чисто. Одни будут болеть, другим – ничего. Поэтому необходимо периодически вести проверки с дозиметрами по всей территории, а не ограничиваться единственным датчиком.

Вопросы без ответов

Обычно пикеты оставляют окружающих равнодушными, народ проходит мимо, не слишком интересуясь содержанием плакатов. На сей раз группа в желтых майках со знаком «Радиационное заражение» была плотно окружена людьми, готовыми и плакаты взять, и обращение подписать, и вообще всячески выразить свой протест. В зале Даугавпилсского райсовета, где проходило обсуждение, народу тоже было немало.

Представленные Агентством по обращению с радиоактивными отходами материалы должны были убедить всех в безопасности приповерхностного бессрочного хранилища. Они и убеждали. Могильник представляет собой курган, в котором бетонные секции со всех сторон окружены многослойным покрытием. Основной слой – водопроницаемая уплотненная глина. Кстати, в доказательство надежности этого сооружения приводится такой факт: на юге Китая под утрамбованной глиной в течение двух тысячелетий хранятся глиняные погребальные склепы.

Площадка, выбранная для этого объекта, отличается стабильностью грунта и благоприятными условиями стока поверхностных вод. Грунтовые воды залегают ниже хранилища. Похожие сооружения успешно эксплуатируются во Франции, Японии, Испании и других странах. Все было бы замечательно, если бы в розданных брошюрах не обнаружилось маленькое уточнение: «Здесь нельзя будет хранить долгоживущие радиоактивные отходы, для них понадобится хранилище, оборудованное на глубине приблизительно в 500 метров». А уже сейчас на Игналинской АЭС хранятся десятки емкостей с отработанным ядерным топливом. После закрытия второго блока их будет больше. Этот смертоносный груз куда? Ответ все тот же – временно поместят в могильник, пока не найдется другое решение.

По мнению выступающих, и правительству Латвии, и самоуправлениям необходимо четко заявить о своей позиции и поддержать девиз: «Высокорадиоактивным отходам вблизи Латгалии – «нет!» В течение недели в управление охраны среды руководство Даугавпилсского района направит свои претензии, касающиеся этого объекта. Главное требование – хранить емкости с высокорадиоактивным отработанным топливом не в могильнике на границе, а в другом месте.

Кстати

По предварительным оценкам, для хранения всех радиоактивных отходов малой и средней активности, накопленных за время эксплуатации Игналинской АЭС и образующихся при ее демонтаже, понадобится хранилище объемом около 100 000 кубометров. Опасность заражения исчезнет только через триста лет. И это при условии, что отработанное топливо переместят в другое место.

Светлана Гартованова


Написать комментарий

Tak i budet!!!! my dlja latvii nichego ne znachim vedj zdesj boljsheja chastj russkoko naselenija!!1 my vsegda byli gemoroem!!! vedj tut govorjat po russkij!!! posmotretj by kak praviteljstvo otreogirovalo esli u nih na dache zachoronitj odnu takuju bochechku!!! oh kak by zashevelilisj!!!!