Пьяный угар правосудия

Вчера Сейм Латвии санкционировал довольно редкое увольнение: отстранил от должности судью Тукумского районного суда Иниту Шаталову. Ей инкриминировались и недостойное для «третьей власти» поведение, и хроническая должностная халатность...


Судья пила, дебоширила и выносила приговоры


В пакете компромата, который подготовила для парламентариев в качестве обоснования громкой отставки Судейская дисциплинарная коллегия, обращал на себя внимание объемистый материал из Тукумского районного управления полиции. Из него следовало, что минувшей весной в данном правоохранительном ведомстве рассматривался вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Шаталовой за действия, в которых были налицо признаки мелкого хулиганства.

«10 мая 2004 года в дежурной части Тукумского районного управления полиции, – читаю, в частности, в составленных инспектором полиции лейтенантом Г. Кокиным документах, – зарегистрировано заявление Елены Петровой о том, что 10 мая в 21.30 на лестничной клетке дома на ул. Плявас, 8, в Тукумсе Арнис Эпнерс и Инита Шаталова, будучи в состоянии алкогольного опьянения, грязно ругались нецензурными словами, угрожали физической расправой…»

Позже Шаталова объяснила стражам порядка свой поздний визит тем, что разыскивала свою четырехлетнюю дочь. Ее якобы в тот день забрал к себе на два часа бывший супруг, да так и не вернул. По этому адресу, как было известно судье, обитала новая избранница Евгения Шаталова. Здесь, мол, и было резонно разыскивать ребенка.

Из показаний же бывшей «второй половины» следует, что «похитить» дочь его принудили объективные обстоятельства. Наведавшись в тот день на ул. Ригас, 24, где проживала судья, он услышал пьяную перебранку между Эпнерсом и Шаталовой, истеричный плач ребенка. Увидев отца, ребенок стал настойчиво просить его: мол, забери, папа, к себе домой…

Полиция сочла, что материала для возбуждения уголовного дела маловато, и ограничилась составлением административного протокола.

- Этого одного достаточно для того, чтобы Шаталову отправить в отставку, – резюмировал на заседании Судейской дисциплинарной коллегии, состоявшемся 14 сентября этого года, ее руководитель Андрис Гулянс (он же председатель Верховного суда Латвии), сославшись на статью закона «О дисциплинарной ответственности судей».

На стол названной коллегии легли и вынесенные Шаталовой решения по разным делам. Их анализ подводил участников к выводу: председатель Тукумского районного суда Бригита Балтрайте, по ходатайству которой было возбуждено это дисциплинарное дело, отнюдь не сгущала краски, утверждая, что подопечная систематически «не просыхала» и в рабочее время. Об одном из вердиктов, составленных на пьяную голову, районный прокурор И. Курземниеце вынуждена была даже рапортовать своему начальству. Этот документ в итоге добрался до Генеральной прокуратуры, а затем и до минюста. А теперь тоже подшит к делу об увольнении судьи.

Еще 5 июня в районный суд было направлено уголовное дело в отношении Иманта А., жителя Энгуре, обвинявшегося в изнасиловании двух своих малолетних дочерей, – срочно требовалось принять решение о продлении срока содержания обвиняемого под стражей. В прокуратуру дело о насильнике с необходимым постановлением возвратилось только 11 июня. Из него следовало, что решение вынесено Шаталовой еще 7 июня и что в заседании приняли участие Имант А., его адвокат, работник полиции, прокурор… На самом деле на заседании не было никого, в том числе и обвиняемого, а постановление составлялось 10 июня.

Комиссия, проверявшая работу судьи по поручению коллегии, подобных нестыковок обнаружила немало. В одном случае определение об аресте имущества было вынесено уже после того, как было принято решение по сути спора, тогда как все должно быть наоборот. В другом вовсе не нашли решения, хотя в протоколе значилось, что оно уже оглашено. В третьем решение нашли, но оно не было подписано судьей, а его экземпляр не выслан отсутствовавшему на заседании ответчику, хотя положенный для этого трехдневный срок после оглашения решения давно истек…

- Злоупотреблять спиртным Шаталова стала с октября прошлого года, – рассказывала коллегии Балтрайте. – Тогда у нее умерла мать. Потом последовал развод с мужем… Мы пытались объяснить пристрастие Иниты этими обстоятельствами, увещевали коллегу: образумься… Однако улучшения не происходило. Наоборот – последовали систематические прогулы, опоздания на работу. Тукумс – город маленький, молва о пристрастии Шаталовой разнеслась быстро. Не было это секретом и для участников многих дел, рассматривать которые я вынуждена была давать этому судье. Дальше терпеть такое стало невозможно. Держать Шаталову в этой должности – подрывать престиж всей судебной власти в стране…

Во время разборки на коллегии отставница плакала навзрыд, уверяла, что больше пить не будет, что любит свою профессию.

Поздно! Пора бы ей понять, что с судьи спрос должен быть строже, чем с других…

22.10.2004 , 12:37

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий