«Примавера» исчезает по-английски

Приглашение в Лондон взбудоражило многих студенток Высшей школы социальных технологий

Стайками толпились они у стенда с объявлением, обсуждая новость. Будоражила не сама турпоездка — эка невидаль за свои–то деньги. Изюминка была в другом.

Как передавали друг другу девушки “под большим секретом”, принимающая сторона обеспечивала работу на все время пребывания. И главное — заработки обещали перекрыть затраты.

Стоило такое удовольствие всего по 600 долларов с человека. Информация исходила от преподавателя английского языка Нины Трифановой. Как агент туристической фирмы “Примавера”, она подбирала группы на выезд. Ее авторитет рассеивал все сомнения. Нина Ивановна рассказывала, что приглашает английский колледж бизнеса. Отличная возможность попрактиковаться в разговорной речи.

Организовывала вояжи туристическая фирма “Примавера”. Очередная группа собралась из шести человек. В солидном офисе на ул. Лачплеша студенток принял сам директор Юрий Орлов. Секретарь приготовила кофе. Осанистый молодой руководитель назвал дату вылета, сообщив, что английские коллеги успешно работают с прилетевшей ранее группой. Там, мол, все довольны. Готовят встречу и для них. Билеты, визы, прочие сопутствующие документы Юрий пообещал вручить в аэропорту в день вылета.

Отправка несколько раз переносилась. Минул месяц. Наконец Орлов сообщил окончательное число. Такая задержка даты вылета не устроила Юлию Ч. Рушились все летние планы, и ехать в Лондон расхотелось.

— Я известила Орлова об отказе, попросила вернуть деньги, — рассказывает Юлия Ч.

— Конечно, — ответил он, — в любой момент. Больше на связь директор не выходил. Мобильник отключил.

В лондонских подвалах

Другие девушки, не зная о происходящем, дисциплинированно, в назначенный день и час прибыли в аэропорт Рига. С авиабилетами их никто не ждал. Видимо, представитель “Примаверы” задерживается, посчитали они. Коротая время, разглядывали пассажиров очередного рейса из Лондона. И тут — вот так случай! — увидели вернувшихся сокурсниц, улетевших в Англию неделей раньше. Те выглядели поникшими, уставшими, расстроенными.

— В чем дело, с вами все в порядке? — бросились к ним отъезжающие. Путевые впечатления прилетевших ввергли их в шок.

— Нас встретила малоразговорчивая англичанка, — рассказывает Лена К., — поселила в каком–то подвале. — Почему здесь, — пытаемся выяснить, — нам же обещали общежитие колледжа.

Та только разводит руками. То ли мы плохо владеем их языком, то ли она — нашим разговорным. Потом выяснилось, что с ними никто не договаривался о нашем конкретном месте проживания. Когда мы заикнулись о работе, та руками замахала: в своем ли вы уме.

Оказывается, с нашими способностями и статусом лучшее место — мыть посуду в ресторане или пабе. Однако редкий смельчак возьмет туриста в работники без оформления миграционных документов, т. е. “по–черному”, да еще на две–три недели. Это чревато крупными неприятностями. Короче, целую неделю до ближайшего обратного рейса в Ригу мы слонялись по Лондону. На развлечения денег не было: рассчитывали ведь на здешние заработки. Не получилось и практики со студентами колледжа: те разъехались на каникулы. С прохожими же особо не напрактикуешься. А ночевали в лондонском подвале.

…К отъезжающим никто так и не приехал. Позже выяснится, что ни билетов, ни виз этим туристкам не заказывали. Лондонский рейс улетел без них, а девушки схватились за телефоны. Но Орлов был “вне зоны досягаемости”. Прямиком из аэропорта помчались девушки на ул. Лачплеша. Напрасно. Солидный офис опустел. “Примавера” исчезла по–английски, не прощаясь. Всех бросила. Деньги директор положил в карман.

Ищут обманутые, но не ищет полиция

Орлов познакомился с Ниной Ивановной, когда искал место для своей “Примаверы” в здании на ул. Лачплеша. Трифанова здесь арендовала офис для фирмы “Элта”, которую и возглавляла. Туристические планы Орлова про поток латвийских девушек на туманный Альбион заворожили преподавательницу английского языка. Не колеблясь, она предоставила ему свое помещение, мебель, связь. Благодарный Орлов в награду предложил “подзаработать”: поставлять клиентуру из учащихся Высшей школы. За них, мол, будут “капать” хорошие комиссионные.

— Никаких комиссионных мне не накапало, а вот неприятности свалились, — жалуется теперь Нина Ивановна. — Ведь студентки на меня ополчились. Считают виновной меня.

— Конечно, а кто же еще виноват?! — восклицает еще одна из потерпевших, Ирина Б. — Она поманила нас лондонскими картинками, раздавала от неведомого бизнес–колледжа приглашения. Теперь понимаем, бумаги–то были без подписей, без печатей. Жаль, что мы тогда не приняли во внимание эти несуразности. Для меня 600 долларов — деньги немалые. Никто их не вернул. Вручала я их Нине Ивановне, с нее и спрос.

Но какой тут спрос…

— Орлов со своей сподвижницей, соучредителем Ольгой Путныней, всех обвели вокруг пальца, — опечалена Нина Ивановна. — И меня в том числе. Я и в полицию обращалась. Есть все документы, относящиеся к этой истории. Преподаватель английского языка Н. Трифанова — дама давно не младых годов. Однако легкомыслие и доверчивость сыграли с ней злую шутку. Так, в этой истории Нина Ивановна оказалась и крайней, и потерпевшей. Офис “туристы” покинули в спешке. За аренду не заплатили, и 1500 долларов “повисли” на самой Трифановой. Почти 100 латов “натикало” за телефонные переговоры. В рижской полиции жалобу Трифановой проверили. Но и только. Из официального ответа следует, что состава преступления не выявлено. В возбуждении уголовного дела — отказать.

По следам фирмачей

Конспираторы из “Примаверы” хоть и меняли резиденции, по путь их прослеживался. После улицы Лачплеша она объявилась на ул. Стабу, потом вдали от центра Риги, на ул. Дарзоглю, что у Земитанского моста. Там следы потерялись.

Не найти оказалось и Ольгу Путныню. Это она вместе с Юрием Орловым учредила фирму. Cамая старшая в компании, 45–летняя О. Путныня стала главным “мозгом”. Да и фирма зарегистрирована на ее адрес в Риге по ул. Бикерниеку.

Но нам удалось добраться до самого директора фирмы. Поначалу от разговора он под всяческими предлогами уклонялся. Но, поверив, что засада из обманутых ждать не станет, на встречу все же решился. С недовольством девушек, приехавших из Лондона, Орлов не согласен.

— Они же побывали в Англии, как нами и обещалось, — мягко и проникновенно втолковывает он, пухлой пятерней размазывая обильный пот по лбу.

— Ко мне какие претензии? Я сам душевно переживаю, когда туристам не нравятся условия пребывания. Хотя вина и не моя — принимающей стороны. Про трудоустройство… Им никто ничего не гарантировал. В Англии на сей счет строго. Что, девчата настолько глупы, не понимают простых вещей? Никто туристов на работу не возьмет, да еще на короткий срок. Если только случайный заработок не подвернется.

— Вскоре большие дела предвидятся, — откровенничает Орлов. — Если не будут мешать подобной мелочовкой, быстро разверну деятельность фирмы. Есть наметки. В Германии, например, требуется рабочая сила в сферу обслуживания. Труд, конечно, черновой, неквалифицированный. Однако оплачивается хорошо. Буду отправлять туда желающих. Не бесплатно, конечно.

— Через фирму “Примавера”?

— Сейчас создаем новую, а с “Примаверой” покончено. Она была для “англичан”. Жаль, последняя группа не улетела. Английские партнеры подвели. Теперь “достают” звонками меня эти студентки. Вынь да отдай им 3600 долларов. Верну в ближайшее время. Правда, всю сумму сразу вряд ли потяну, но треть — однозначно.

Плохо верилось в столь лучезарные планы. И сомнения оправдались. После беседы Орлов исчез. Да так глубоко “лег на дно”, что обнаружить его не удалось ни на снимаемой им прежде квартире в микрорайоне Пурвциемс, ни у известных знакомых, ни у родителей. На связь ни с кем не выходил. Номера мобильных телефонов поменял.

Зато выяснилось про “немецкие планы”. Рассказала одна из студенток, Елена К. Еще до полного исчезновения с горизонта “Примаверы” ей предложили возможный вариант “подзаработать” в Германии. Мол, там уже готовят почву для землячек из Латвии. Представитель Орлова, приехав по туристической визе и зная язык, “протраливал” рестораны, бары, гостиницы. Договаривался с владельцами о работе для девушек в качестве посудомоек, официанток, горничных. Опять–таки “по–черному”, без должного оформления необходимых документов. Некоторые соглашались.

При проверке фактов полиция глубоко не вникала ни в деятельность “Примаверы”, ни ее директора. Естественно, криминала не обнаружила. Теперь мы знаем, что за всей историей с сознательным обманом студенток, их преподавателя стоит пухлощекий, осанистый Юрий Орлов.

Думается, его действия вполне подпадают под не обнаруженный доселе полицией состав преступления.

19.10.2004 , 15:09

Вести сегодня


Написать комментарий