Литва продолжает экспансию

В Литве шутят: плох тот литовский бизнесмен, который не открыл свою фирму в Латвии. Доля истины в этой шутке с годами растет. Уже сейчас среднестатистический латвиец потребляет минимум в два раза больше литовских товаров, чем литовец — латвийских. В официальных интервью бизнесмены из Литвы отрицают наличие литовской экспансии в нашу страну

Зато в неофициальных беседах можно услышать куда более откровенные комментарии: “Вы домоседы! Что же вы в Европе-то делать будете?”

В советские времена среди союзных республик существовала негласная специализация. Все знали, что обувь надежнее всего покупать белорусскую, хлопчатобумажные ткани — узбекские. В секторе трикотажа за покупателя с переменным успехом боролись латвийская фабрика Ogre, московская “Красная заря”, эстонский Marat и литовский Utenas trikotaїas. Причем зачастую продукция наших балтийских соседей была в Латвии даже более востребованной, чем местная. Сегодня ситуация на нашем рынке одежды усугубилась: эстонские, и особенно литовские, компании планомерно теснят латвийцев. Работающие в Латвии зарубежные компании можно разделить на три группы. Первая — это представители иностранных фирм, которые завозят их продукцию в Латвию и другие страны. Вторая группа — производители, которые продают собственную продукцию. Третья же группа только производит товары, которые распространяют в Латвии оптовики. Литовцы широко представлены в каждой из этих групп.

Самый яркий представитель первой группы — литовская компания Apranga, у себя на родине занимающая 30% рынка готовой одежды. В ее активе свежезаключенный договор франшизы с одним из крупнейших мировых производителей одежды, концерном Inditex grupa, позволяющий Apranga представлять в Балтии известную марку одежды ZARA. “Наши первые переговоры с этой фирмой прошли еще в 1998 году. Тогда нам сказали, что интерес к Балтии появится лет через пять. Выждав этот срок, мы повторили попытку, и все получилось”,— рассказывает гендиректор Apranga Римантас Первенецкис.

Кроме ZARA компания представляет на латвийском рынке интересы известного итальянского дизайнера Джанфранко Ферре. Первый магазин GF Ferre открылся в Риге в минувшую пятницу. Помимо латвийского в мире таких магазинов всего девять. В августе Apranga открыла в столице Латвии первый в Восточной Европе бутик Emporio Armani — по франшизе с Armani Group. У Apranga в Риге есть еще несколько магазинов: City Men & Women, где продается одежда от Gerard Darel, Mariella Rosati, Marella, Strellson, Roy Robson и Marlboro Classic; молодежные марки Only и Jack & Jones, Hugo Boss, Betty Barclay и одежда собственного производства.

В Латвии прочно обосновались и другие литовские компании: ООО Imitz, дочернее предприятие литовской компании Levuo, ООО Danbalt Riga (магазины Danija), фирма D. Valta (сеть обувных магазинов Tops! и Salamander). В основном они торгуют западной продукцией, но и литовские товары на их полках занимают не последнее место. Вскоре в Латвию явится еще одна литовская компания — Ageseta. Она хочет открыть в торговых центрах Риги сразу четыре магазина. Ageseta до Apranga далеко: на родине у нее всего 10 магазинов A&G и Gino Rossi, самый крупный из которых открылся в начале ноября в каунасском торговом центре Savas. Объем инвестиций в латвийский бизнес у Ageseta тоже невелик: 135 тыс. Ls. Правда, в следующем году эту сумму планируется удвоить. Эксперты Kb указывают на то, что через год-два литовский бизнес будет контролировать не менее 30% латвийского рынка одежды.

До сих пор самостоятельно войти в Латвию решались только хорошо развитые сети вроде Apranga, Tops! или Vilniaus prekyba (в Латвии — VP Market). Так что приход в Латвию Ageseta, за пределами Литвы практически неизвестной, — это смелый шаг. Ведь обычно компании помельче торгуют в Латвии через сети или оптовиков. Благо у литовцев есть свой выход на наш рынок — через магазины T-Market и Maxima.

Почему же все вышеперечисленные брэнды и торговые марки попали в нашу страну через руки посредника? Неужели у нас нет предприимчивых и состоятельных бизнесменов, способных договориться с зарубежными партнерами? В Латвийском агентстве инвестиций и развития объясняют явное преимущество литовцев историческими различиями: мол, при переходе с административной на рыночную экономику в Литве дольше сохранялись госсубсидии предприятиям, которые и спасли их от краха. Тогда как латвийским бизнесменам приходилось справляться самостоятельно.

Бывший советник Посольства Литвы в Латвии Эрнестас Грабажис несколько иного мнения. “На мой взгляд, латыши на заре независимости чересчур увлеклись транзитом и всевозможной крупной индустрией. В Литве ничего такого не было, поэтому нашим бизнесменам пришлось искать другие занятия. В результате у нас появился обширный слой так называемой средней промышленности”,— говорит он. Между прочим, Латвия — единственная страна, где литовские предприниматели создали свою торговую палату. Фактически, наша страна стала для них своего рода тренировкой перед выходом на необъятные рынки ЕС. И, судя по данным статистики, тренировка прошла успешно. Во всяком случае, до сих пор импорт литовских товаров в Латвию в два раза превышает экспорт.

Иева Акуле, пресс-атташе сети магазинов MOS:

— Я не думаю, что национальный фактор имеет настолько сильное влияние на наш бизнес. Да, действительно, в Латвии некоторые брэнды представляют литовцы. Но утверждать, что их больше, на мой взгляд, неправильно. Из крупных компаний, занимающихся одеждой, можно назвать только Apranga — и все! Просто у литовцев больше денег на пиар, они организуют яркие рекламные кампании, поэтому кажется, что их много. А между тем брэнды привозят не только литовцы. Тот же Elkor. Мы представляем множество торговых марок: Benetton, Mango, Sisley, Esprit, Jennyfer, Motion, магазины Fashion Point — в них продаются товары нескольких брэндов. У нас и в Эстонии есть два магазина, и в Литве мы в следующем году открываемся.


18.10.2004 , 14:42

Коммерсант Baltic Daily


Темы: ,
Написать комментарий