Если завтра война…

Спасутся только члены правительства, а также врачи и пациенты двух рижских больниц. Остальные — как повезет

Сентябрьское землетрясение заставило по-иному взглянуть на систему безопасности страны и людей. Думаю, немногие знают, что у нас существует Государственный план гражданской обороны, в котором расписаны схемы действия в чрезвычайных ситуациях. В документе указаны наводнения, техногенные, биологические, химические, транспортные катастрофы, теракты, вооруженное вторжение… А землетрясений нет. Пояснить и прокомментировать этот план мы попросили начальника Главного управления гражданской обороны Пожарно-спасательной службы Юрия КИСЛЯКА.

Дом на болоте
— Почему в Плане гражданской обороны нет такого вида природных катастроф, как землетрясение?
— Вероятность землетрясения в Латвии значительно меньше, чем в таких сейсмоопасных районах, как Япония, Греция, Индонезия и т.д. Максимальная сила сотрясений земли в Латвии составляла 6-7 баллов по 12-балльной международной шкале интенсивности (MSK-64). Максимальные сотрясения земной поверхности от очагов землетрясений, расположенных за пределами Латвии, составляли 3-4 балла, как, например, 21 сентября 2004 года, и значительно больше (до 6 баллов) в 1908-м. Это не мои утверждения, а мнение специалистов Геологической службы. И при строительстве зданий и сооружений в нашем Балтийском регионе практически не учитывался запас прочности.

— И теперь ученые-геологи заговорили о том, что нужно пересматривать концепцию нашей сейсмобезопасности, строить сейсмоустойчивые дома, и предупредили, что не исключены прорывы даугавских ГЭС.
— И это правильно. Если дом стоит на гранитных породах, ему, возможно, ничего не угрожает. А дома, построенные в Пурвциемсе, стоят на болоте. И при их строительстве сейсмоустойчивость не была учтена, потому что на болоте вообще нельзя строить. Кроме того, на рыхлых и обводненных грунтах сейсмические колебания могут быть значительно интенсивнее, чем на коренных породах (доломитах, например). Это связано с возникновением резонансных явлений в рыхлых отложениях, т.е. совпадении собственной частоты грунта с частотой приходящей сейсмической волны. Дом на болоте в случае землетрясения не разрушится — он просто может уйти в трясину.

— И что вы намерены делать?
— В ноябре мы собираемся провести совещание Государственной оперативной комиссии по чрезвычайным ситуациям. И одним из вопросов будет как раз вопрос о землетрясениях. Мы выслушаем мнения геологической службы, стройинспекции, градостроителей, Latvenergo о вероятности землетрясений, их силе, обеспечении безопасности наших строений и т.д. И предложим Кабинету министров внести в соответствующие документы поправку — ввести землетрясение как один из видов опасности. Введение каждого вида катастроф требует денежных вложений. Но, я думаю, будет принято позитивное решение. А дальше нужно создавать соответствующую службу. Прежде всего необходимо восстановить сейсмическую службу Латвии. Можно объединить усилия. Калининград, например, предлагает создать у них региональную сейсмологическую службу Балтийских стран. Однако для локации эпицентров возможных землетрясений на нашей территории необходима своя государственная сейсмологическая сеть для наблюдений. Если пользоваться только данными сейсмических станций, расположенных за пределами Латвии, то в этом случае, во-первых, будет большая погрешность в определении нахождения эпицентра (сейчас она достигает 50-100 км при использовании скандинавских данных), во-вторых, можно пропустить небольшие по силе землетрясения, потому что аппаратура имеет предел чувствительности, и если она расположена достаточно далеко от эпицентра землетрясения умеренной силы, то может его просто “не заметить”.

Тревога!
— В Плане гражданской обороны сказано, что население в случае угрозы оповещается посредством системы сигналов тревоги и сирен. Что это за система и как она работает?
— Мы закупили аппаратуру производства США, в разработке системы тревожного оповещения также принимали участие специалисты Израиля. Со всей ответственностью могу сказать: это лучшее оборудование на сегодняшний день.

— Прекрасно. И где оно установлено?
— В Риге и во всех крупных городах Латвии.

— А про бабушку на латгальском хуторе вы не забыли?
— Мы исходили из того, что в первую очередь нужно ввести систему оповещения в самых густонаселенных местах. Да, бабушка на каком-нибудь латгальском хуторе, увы, сигнал тревоги не услышит. Но ведь у нее есть радио или телевизор, а также соседи, которые, надеюсь, поделятся информацией.

— Оригинально. А горожане хоть услышат?
— Тут надо уточнить, что систему оповещения планируется сдать в эксплуатацию к концу года. Она включает в себя 59 сирен. На данный момент все сирены, кроме двух в Риге, установлены.

— Так система работает или нет?
— Работает. Те сирены, что установлены, функционируют.

— И что нужно делать, услышав сигнал тревоги?
— Обязанность гражданина, услышавшего такой сигнал, — включить радио или телевизор. Из поступающей информации вы узнаете, что делать дальше.

Надевай противогаз
— А если по телевидению или радио скажут, что нужно надевать противогаз?
— Значит, надо надевать противогаз.

— Можно узнать, где его взять?
— На пункте выдачи противогазов.

— Вы уж извините за дурацкий вопрос: а где у нас пункты выдачи противогазов?
— Спросите у своего дворника, он должен знать.

— А если он не знает?
— Если он не знает, то его должны были информировать представители ЖЭРа. Обычно пункты располагаются в школах, домах культуры, домоуправлениях.

— И что, там хранятся противогазы?
— Нет, естественно. Их нужно туда привезти. Средствами индивидуальной защиты ведает государственное предприятие Материальные резервы. Для раздачи противогазов населению должно быть принято решение на уровне руководства государства. Но, во-первых, противогазов у нас хватит только на 78% населения, во-вторых, мы подсчитали: чтобы привезти противогазы и хотя бы две минуты посвятить каждому человеку (определить размер, научить пользоваться), понадобится около недели. Поэтому выдача противогазов населению является долгосрочной превентивной мерой. Остальные 20% противогазов должны находиться на предприятиях для обеспечения безопасности работающей смены. И это обязанность работодателя.

— Думаю, многие работодатели будут удивлены тем, что должны были закупить противогазы.
— Незнание законов не освобождает от ответственности.

— Согласна. Но учитывая, что противогазов все равно всем не хватит, как вы думаете, сколько человек выживет, допустим, при химической атаке?
— При внезапной химической или любой другой атаке противогаз не спасет. Но необходимо учитывать, что пользоваться им есть смысл, когда, допустим, о чрезвычайной ситуации известно заранее и есть время обеспечить население противогазами.

Растут грибы в убежище
— Предположим, противогаз не привезут или он не достанется, то, согласно плану, у населения есть еще возможность спрятаться в убежище. Сколько в Латвии убежищ?
— Сохранившихся с советских времен — 330. Из них в удовлетворительном состоянии находится 170.

— Сколько человек в них смогут укрыться?
— Около 3% населения Латвии.

— А какова европейская практика?
— Информация на сегодня в мире такова. Швейцария обеспечена убежищами на 150% населения, включая гостей. Швеция, Финляндия — на 100%.

— Вы не планируете привести в порядок имеющиеся укрытия?
— В конце 90-х годов была разработана концепция о том, что делать с объектами коллективной защиты (убежищами). Один из вариантов был — восстановить то, что можно. Расчеты показали, что на это потребуется около миллиарда латов. Государство в настоящее время не в состоянии выделить такие средства. В итоге, чтобы убежища хотя бы не разрушались, было принято решение сдавать их в аренду коммерсантам, например, под оружейный магазин, тир, склад, в некоторых даже выращивают шампиньоны, в некоторых играют в пейнтбол. Однако их использование допускается с одним условием: нельзя ухудшать их состояние. Кроме того, арендатор должен обеспечить освобождение этих помещений для использования их по прямому назначению в течение суток.

— А у нас вообще есть хоть одно нормальное убежище?
— Конечно. Например, больница “Гайльэзерс” до сих пор содержит убежище в нормальном состоянии. И 1-я городская больница — тоже. За свой счет. И надо отдать должное тем людям, которые понимают необходимость таких убежищ и содержат их. В Кабинете министров есть убежище, диспетчерский центр “Балтия” имеет убежище пункта управления, Государственный загородный пункт управления пока в удовлетворительном состоянии.

— Что это за пункт такой? Управления полетами?
— Это такой пункт, откуда в случае чрезвычайного положения можно было бы управлять ситуацией в государстве.

Место встречи — эвакопункт
— Если я правильно поняла, то точно спасутся члены правительства, а также врачи и пациенты двух рижских больниц. А с остальными-то что будет?
— Будем эвакуировать при возможности.

— Как происходит эвакуация населения?
— Эвакуация населения происходит через эвакопункты. Одновременно эвакопункты являются тем местом, где раздают противогазы.

— Хорошо, с божьей помощью и при содействии дворника мы собрались на эвакопункте. На чем и куда нас повезут?
— Это довольно сложная система. Если у вас есть личный транспорт, то вам будет объявлено, что на личном транспорте можно двигаться по таким-то маршрутам в такую-то сторону до пункта назначения. Это будет в информации для населения после соответствующего сигнала тревоги. Тот, кто не имеет личного транспорта, должен явиться в эвакопункт. К нему будут доставлены соответствующие транспортные средства — городские автобусы, а возможно, и троллейбусы и трамваи. Вас посадят в эти транспортные средства и отправят в места для расселения.

— И куда, в чисто поле?
— Туда, куда вам предназначено. Например в Прейли.

— А в Прейли что находится?
— Там школа, куда вас привезут и где вы сможете разместиться. Или, например, в холле Skonto. Или в Ледовом холле на Юрмальском шоссе.

Как в Израиле ценят человеческую жизнь
— Если честно, то у меня не появилось ощущения, что у нас все готово к нештатной ситуации. А вы как считаете?
— Может быть. Надо иметь в виду, что гражданская оборона — это не усилия одной организации, а совместные действия всей системы. И тут не все зависит только от нас. Мы, например, разработали Концепцию гражданской обороны, которая предусматривает принятие закона о гражданской обороне и введение более десятка правил Кабинета министров, регламентирующих действие этого закона. В том числе — о средствах коллективной защиты. Решение — за правительством, надеемся, что оно будет найдено.

— В какой стадии сейчас находится Концепция гражданской обороны?
— В настоящее время она полностью прошла согласование в министерствах. На днях мы ее отдали на рассмотрение в Комитет Кабинета министров. Если ее одобрят, мы приступим к разработке нормативных документов. Во-первых, нового закона о гражданской обороне, который заменит имеющийся закон от 1992 года. И во-вторых, около 15 нормативных документов, которые определят порядок применения закона и введения системы гражданской обороны.

Uzmanїbu! Внимание! Achtung! Attention!
— В нынешнем Законе о гражданской обороне, который датируется 92-м годом, есть пункт о правах жителей, где записано, что у населения есть право получить знания и практические навыки в вопросах гражданской обороны. Как это право можно реализовать?
— Посредством обучения в школах, средних и высших учебных заведениях, через информационные буклеты и информацию, проходящую по радио и телевидению, и через наш колледж.

— Там учат, допустим, тому, куда бежать в случае обстрела?
— Там учат, как себя вести в случае опасности.

— И что делать в случае опасности?
— Будет дан сигнал тревоги и передана соответствующая информация о действиях населения. Например будет сказано: “Граждане, не выходите из дома. Граждане, укройтесь в защищенных помещениях” и т.д.

— Что значит “будет сказано”? Допустим, я на улице, начался обстрел, звучит сигнал тревоги, после которого, как мы уже знаем, нужно включить телевизор или радио, чтобы узнать, что делать дальше. Не подскажете, где на улице взять телевизор?
— Вы так ставите вопрос, как будто у нас страна не радиофицирована. У вас что, радио дома нет? Вы что, когда идете по улице, никогда не слышите звук радио? Оно работает, просто вы на него внимания не обращаете. Если звучит сигнал тревоги, то вы будете обязаны обратить внимание, в крайнем случае вы просто услышите его. В любом магазине есть радио. Например, водитель троллейбуса включит радио. В любом маршрутном такси есть радио. У нас заключены договора практически со всеми передающими станциями как государственными, так и коммерческими. На крайний случай, если в стране полностью отключается электроэнергия, не работает ни радио, ни телевидение, оповещение населения станет осуществляться через оперативные службы. Будут ездить полиция, мы, пожарные, и через нашу мобильную сеть, по мегафонам станем оповещать население.

— Можно узнать, на каких языках?
— На латышском, русском, английском и немецком.

— Наши полицейские и пожарные знают по четыре языка?!
— Те, кто работает на диспетчерском пункте “112”, знают как минимум два языка — латышский и русский, и в каждой смене есть не менее двух человек, знающих английский язык.

— А кто будет говорить по-немецки?
— На немецком будут говорить те, кто знает этот язык. У нас тоже такие есть. Начальник 1-й Рижской части, например, очень хорошо знает немецкий. Диспетчер 2-й смены диспетчерского пункта “112” хорошо знает немецкий.

Предусмотренные потери
— Как вы считаете, какой процент людей при существующем положении вещей в сфере гражданской обороны имеет шанс выжить, если в стране, не дай бог, произойдет что-то действительно очень серьезное?
— У 100% людей есть шанс выжить, если они не будут пренебрегать соответствующими мерами безопасности.

— Не слишком ли вы оптимистичны?
— Нет, именно не слишком, хотя есть такое понятие, как “предусмотренные потери”, которые зависят от вида катастрофы, ее мощности, плотности населения данной территории.

ЦИФРы
n Из сохранившихся с советских времен 330 убежищ в удовлетворительном состоянии находятся 170. Укрыться в них смогут около 3% населения Латвии.

Цитата
Если дом стоит на гранитных породах, ему, возможно, ничего не угрожает. А дома, построенные в Пурвциемсе,
стоят на болоте. И при их строительстве сейсмоустойчивость не была учтена, потому что на болоте вообще нельзя строить.

18.10.2004 , 12:23

Снежана БАРТУЛЬ


Темы: ,
Написать комментарий