VN:"Год закончим с прибылью"

Концерн Ventspils nafta закончит 2004 год с прибылью — такой прогноз в интервью Kb сделал член совета крупнейших латвийских предприятий АО Ventspils nafta и Latvijas kuєniec­ba Владимир Соломатин

По его словам, Вентспилсский нефтетерминал все еще стоит “под парами” в ожидании российской нефти и стратегического партнера.

— Концерн Ventspils nafta — это уже не только терминал. И все же нефтетранзит был ключевым бизнесом. В прошлом году он переживал не лучшие времена…

— Сейчас у VN несколько направлений бизнеса: издательское дело, объекты недвижимости. Нами были сделаны вложения с целью диверсификации бизнеса. Но бизнес по транзиту сырой нефти, конечно, давал основную прибыль на фоне доходов других предприятий концерна. Конечно, когда была сырая нефть…

— А почему Latvijas kugniec­ba не вошла в число предприятий концерна?

— Во-первых, Ventspils nafta не владеет контрольным пакетом Latvijas kugniec­ba (LK) и не может полностью определять политику этой компании. Во-вторых, LK крайне чувствительна к конъюнктуре рынка, колебаниям тарифов на перевозки. В годы с благоприятной конъюнктурой пароходство получает многомиллионные прибыли, но наступает неблагоприятный период — и уже убытки исчисляются несколькими миллионами долларов. На сегодня пароходство — прибыльное предприятие. Хотя, может, и не такое прибыльное, каким могло быть.

— На фоне общих убытков по транзитной отрасли страны в 2003 году показатели другой компании, входящей в концерн Ventspils nafta, — ООО LatRosTrans — стали особенно впечатляющими. Минус 8 млн. Ls за 2003 год.

— Сумма очень неприятная. Главным образом потому, что она отражается на балансе всего концерна. Напомню, что она образовалась в результате прекращения транспортировки сырой нефти через Вентспилсский порт в последние полтора года. В первую очередь это ударило по компании LatRosTrans. Мы делаем сейчас все возможное, чтобы сократить убытки предприятия и выйти на прибыль. Это принципиальная позиция акционеров, но тут не все зависит от нас. Однако в случае положительного решения вопроса Ventspils nafta мы готовы в считанные дни возобновить прием сырой нефти по трубопроводу.

Мы сознательно зарезервировали мощности, избегая передачи цистерн-емкостей под другие виды продуктов и радикального сокращения персонала. И только если станет совершенно ясно, что мы не сможем добиться возобновления перевалки сырой нефти по трубопроводу, — начнем думать о сокращении затрат.

— А есть какая-то верхняя планка убытков или час X, когда вы скажете — все, не удалось?

— Технологически в “замороженном” состоянии мы можем пребывать длительное время. Вопрос возобновления или не возобновления деятельности в полном объеме будет определяться ходом наших коммерческих переговоров.

— Как в этой связи вы можете прокомментировать проект “Север” российского монополиста Транснефтепродукт по строительству нового терминала и трубопровода для экспорта дизтоплива через Приморск?

— Любая мощность, которая будет вводиться в России, — конкурент Вентспилсу, особенно если это будет дизельный трубопровод. Ведь до сих пор альтернативы Вентспилсу по поставке дизельного топлива по трубопроводу в западном направлении не существовало. Естественно, что терминал в Приморске осложнит нашу деятельность. Но мы не можем заставить соседние государства отказаться от строительства на своей территории терминалов. Вопрос заключается только в экономической эффективности подобных проектов. Мы стараемся доказать: зачем зарывать сотни миллионов долларов, тем более в замерзающих портах, в проекты с долгим сроком окупаемости, когда есть готовый терминал, готовые трубопроводы? Мы готовы на взаимовыгодных условиях решать вопрос о сотрудничестве.

— Сотрудничество всегда имеет некое денежное выражение. Повлияли ли нынешние убытки концерна на определение стоимости потенциального сотрудничества?

— Многое зависит от того, в каком состоянии будет трубопровод. Если будет нефть — тогда одна цена. Вопрос еще и в том, кто покупает, кто становится партнером, кто сотрудничает с терминалом и на каких условиях. Я думаю, что инвестором или партнером может стать только та компания, которая сумеет обеспечить возобновление поставок нефти и сохранение поставок нефтепродуктов.

Сейчас ходят разные слухи о переговорах по срочной продаже Вентспилсского терминала. Периодически просачиваются в прессу предложения о том, что терминал продается. Говорят о проведении переговоров с Транснефтью, еще с какими-то компаниями. Но в реальности ситуация совершенно не такая. Мы нормально работаем. Проанализировав результаты восьми месяцев, пришли к выводу, что закончим год с прибылью. Да, сырой нефти по трубопроводу нет, но предприятие компенсирует эти потери за счет перевалки нефтепродуктов. Мы не стоим без работы, не распродаемся, не обанкротились. Другое дело, что мы готовы к переговорам по ценовым льготам и к продаже пакета акций инвесторам.

— Уточните, что предлагается инвесторам: пакет акций концерна Ventspils nafta или терминала Ventspils naftas terminals?

— А это зависит от инвестора — будут ли это финансовые группы или нефтяные компании. У них же разные цели. Одни смотрят только на окупаемость инвестиций, другие — на создание определенных технологических цепочек, скажем, нефтяные компании — цепочки для продажи нефтепродуктов на Запад. Ранее ведь и государство предлагало варианты продажи государственного пакета VN — то есть пакета концерна, куда входят и акции, например, Preses nams. Но многие нефтяные компании говорили: зачем нам довесок в виде обувной фабрики и Дома печати — нет, нам интереснее купить конкретный терминал.

— А может быть, вам самим проще купить месторождение нефти в России? Чтобы обеспечить наполнение трубы.

— Сегодня у нас не такие блестящие финансовые показатели, чтобы мы могли выложить десятки миллионов долларов за такую покупку.

— Дело ЮКОСа в России как-то повлияло на переговоры по поводу привлечения партнера для Вентспилсского терминала?

— Непосредственно на ходе переговоров это не отразилось, хотя, конечно, определенное влияние на нашу деятельность может иметь дальнейшее развитие событий вокруг Мажейкяя. Как известно, ЮКОС — совладелец Мажейкяйского НПЗ и конкурирует с нами на Бутингском терминале. Трубопровод один и тот же — что на Бутинге, что на Вентспилс, только разветвляется уже на территории Латвии. Так вот труба на Бутинге, на Мажейкяй была в 2004 году практически полностью задействована. Естественно, в зависимости от того, как будут развиваться события вокруг ЮКОСа, они могут иметь какие-то последствия и для Мажейкяя и Бутинге.

Тут обнаруживаются некоторые параллели с Вентспилсом вот в каком плане: в некоторых публикациях в прессе уже прозвучали утверждения, что снижение объемов прокачки нефти через Мажейкяй—Бутинге было задумано для того, чтобы было легче договариваться с литовской стороной. Очевидно, будут использоваться методы принудительного прекращения поставок нефти и нефтепродуктов. Посмотрим.

— В последнее время в Рижском порту уже не стесняясь говорят о конкуренции с Вентспилсским портом за нефтепродукты…

— Конечно, мы конкурируем, и будем конкурировать, так как тоже заинтересованы в этих грузах. У нас свои плюсы — это качество услуг, лучшее техническое оснащение, глубоководные причалы. А размер танкерной партии тоже существенно влияет на конъюнктуру фрахта — выгоднее грузить большими партиями. Есть свои минусы: нам надо содержать людей, у нас большие инвестиционные отчисления, большие затраты. Не исключено, что какая-то российская компания пожелает построить терминал в Рижском порту. Это жизнь. Ведь если мы работаем — то и все остальные не сидят сложа руки. Транзит нефти и нефтепродуктов — очень конкурентный бизнес, где все борются за клиентов.

— А вы лично не думали сменить сферу деятельности?

— Каждый занимается тем бизнесом, который ему больше всего удается. У меня, кроме участия в Ventspils nafta, есть доли капитала в других компаниях. Да, действительно, многие мои товарищи по бизнесу открыли и основали ряд новых компаний, у всех на слуху такие предприятия в сфере недвижимости. Но в этих сферах я свою задачу вижу больше как консультант: по вопросам привлечения инвестиций, маркетинговой стратегии, проведения презентаций.

АО Ventspils nafta — многоотраслевой центральный холдинг концерна. Деятельность концерна распространяется на следующие отрасли:

— перевалка нефти и нефтепродуктов. Предприятие ООО Ventspils naftas terminals;

— транспортировка нефти и нефтперодуктов по трубопроводам. Совместное латвийско-российское предприятие ООО LatRosTrans;

— управление недвижимостью. ООО Nekustamie ­paљumi VN, куда входят ООО Namserviss VN, оператор гостиничного бизнеса R­gas l­cis VN;

— полиграфия и издательская деятельность. АО Preses nams (типография в Доме печати). ООО Mediju nams занимается изданием газет: Neatkariga Rita Avize, Rigas Balss, Vakara Zinas, Sporta Avize.

14.10.2004 , 15:35

Коммерсант Baltic Daily


Темы: ,
Написать комментарий