«Волкодав» – русский ответ «Властелину»

Фанам российского кино - новогодний подарок от Baltic Cinema: c 1 января в главном зале Forums a пошла долгожданная картина Николая Лебедева «Волкодав» по одноименному роману Марии Семеновой.

Начало фильма до боли знакомо: это вечный зачин мирового кино – совсем как наше родное «жили-были» – красивый и счастливый кузнец мирно кует меч. Рядом жена и мальчик – будущий герой. Родителей, как водится, убивают враги, внезапно появившиеся из-за кустов, а мальчика забирают в рабство.

Дальнейшее действие развивается довольно стремительно и в то же время несколько тягуче. Долго смотреть на крупные планы артистов скучновато за отсутствием на лице нюансированных эмоций. Ситуацию спасают грязь, пот и кровь, скрывающие эти несуществующие эмоции. И зрительское нетерпение: когда же Волкодав отомстит за все?

Что сказать о Волкодаве – Александре Бухарове? Только одно: соответствует. Не так идеально, как великий Арчи – Конану-варвару, но вполне. А вот молодая актриса Оксана Акиньшина в роли княжеской дочки (кнесинки) Елени не подарок для фильма. Просто она удачно снялась в нескольких картинах до того и потому пользуется определенным спросом. А фэнтези требует не случайных, а достаточно харизматических исполнителей.

Вот плохой Людоед в исполнении Александра Домогарова просто конфетка. Роль совершенно микроскопическая, но – фирменный взгляд исподлобья, и в воздух массово взвиваются подброшенные чепчики.

Российская критика, сравнивая «Волкодава» с «Властелином колец», справедливо называет отечественную картину «потешным полком Петра I». Лучше не скажешь. Упрекают авторов и в отсутствии чувства юмора. С чем тоже нельзя не согласиться.

При всей моей чистосердечной симпатии к жанру фэнтези (но отсюда и повышенной требовательности к нему) я не сразу увидел, что у «Волкодава» выросли огромные уши Star Wars. Но когда сообразил, интерес к фильму сразу же упал наполовину. Чего стоит один злодей Жадоба с его шлемом-маской и железной рукой – это же копия Дарта Вейдера. А световой меч джедаев вырос у Волкодава в световое бревно, нет, даже в столб, которым он поражает темную силу. Г-да киношники, воровать нехорошо! Г-да зрители, другие аналогии (с тем же «Властелином колец») поищите сами.

Об уровне фильма довольно легко можно судить по боевым сценам. К сожалению, схватки сняты неудачно. Как они поставлены авторитетом этого жанра, словаком Густавом Куселицей, трудно судить, потому что действие в основном происходит на крупных и полусредних планах. На экране – невнятная толкотня, струи «крови», бьющие из резиновых груш. Одним словом, каша. Так же суетлив и невнятен эпизод сожжения замка Людоеда.

Остается подождать, когда кино России переймет у Штатов лучшие профессиональные качества. Или само нарастит свои временно одрябшие киномышцы.

Местами оставляет желать лучшего и компьютер – лезет наружу нарисованная картинка. Правда, жуткая свистопляска богини зла Мораны, освобожденной от каменных оков, в финале сделана вполне убедительно. Но сюжетно конец представляет сплошное рагу.

Всегда интересно послушать народ, выходящий из зала. Это в основном молодежь. И русская, и латышская. И у всех одинаковое неудовлетворение по поводу финала. Замечательный возглас я услышал: «Так не бывает!» То есть могут быть любые чудеса, но какая-то правда фантастики, какие-то правила должны соблюдаться.

А тут – Жадоба проткнул Волкодава мечом. Правда, сам полетел в бездну. После чего Волкодав не умер, а выдержал поединок с Мораной. Потом вроде умер. Но его оживили души предков и некая прабогородица, Мать Кендарат, периодически возникающая в сознании героя. Потом он отдает любимую им кнесинку (их чувства обоюдны) ее суженому, а тот возвращает ее ему. Суета сует…

Бюджет картины составил 20 млн. «зеленых», из них шесть, а то и семь потратили на рекламу. Одновременно с фильмом в свет выходят три компьютерные игры по его мотивам.

Но не все так страшно. Несмотря на массу претензий, появление этого фильма заслуживает самого доброжелательного отношения. Ведь развитие может идти только если что-то делать. «Ночной дозор» для российского кинематографа уже вчерашний день. А завтра «Волкодав» покажется учебной работой.

Главное, что российское кино продолжает шевелиться – оно активно дышит, живет. И заставляет с интересом (несколько даже спортивным: кто кого?) ждать все новых и новых картин.

Скоро у нас на экране появится соперник «Волкодава» по российскому прокату, причем совсем в другом жанре – фильм «Жара» режиссера Резо Гигинеишвили (типа «Я шагаю по Москве» сорок лет спустя). Обе ленты отпечатаны в рекордном для России количестве – 600 копий. Еще по сотне отпечатают для Украины.

Московская пресса потирает руки, называя ситуацию «битвой гигантов». И неспроста. За «Волкодавом» стоит самый крупный производитель русских кино- и телефильмов, компания «Централ Партнершип» Рубена Дишдишяна. А «Жара» снималась под крылом Федора Бондарчука («Арт Пикчерз Студио») и Александра Роднянского (телеканал СТС).

Думается, что зритель тоже должен потирать руки. Потому что если за него развернулась такая битва, то это вскоре резко скажется на качестве фильмов.


Написать комментарий