Фильму «Человек-амфибия» стукнуло 45 лет

Что это был за фильм! Советские люди погрузились в подводное царство — и с превеликим удовольствием. Сказочный южный мир (в те времена по Турциям и Египтам простой народ не разъезжал) манил красками, песнями и плясками. В невиданном баре под экзотические напитки знойная дама надрывно пела: "Там под океаном мы трезвы или пьяны — не видно все равно". Никому из зрителей в голову бы не пришло, что этот сомнительный с точки зрения советской идеологии текст написала поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина (в содружестве с Соломоном Фогельсоном).

На премьере выдавили стекла

На пороге Нового года в Московском доме кино отметили юбилей “Человека-амфибии”. 45 лет назад кинотеатр “Россия”, ныне “Пушкинский”, зрители брали штурмом, выдавили стеклянные перегородки, бой шел даже за стоячие места. В Риге тоже было нечто подобное (с поправкой на прибалтийский темперамент — стекла не пострадали). А у нас во дворе девчонка-заводила раздавала всем малолеткам слова крамольной песни “Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно”. Я выучила песенку наизусть, а бумажку с неприличными, на мой пятилетний взгляд, словами на всякий случай сожгла в печке.

За первые три месяца проката фильм посмотрело 65 с лишним миллионов человек — куда там нынешним блокбастерам! Анастасию Вертинскую (красотку Гуттиэре) и Владимира Коренева (томного Ихтиандра) зрители вознесли до небес. Критики же, как водится, плевались ядовитой слюной — наверняка от зависти. Девушки крутили себе прически, как у Гуттиэре, а юноши влезали в белые брюки — а-ля Ихтиандр.

Вспомним, друзья!

Владимир Коренев на юбилее с удовольствием делился воспоминаниями: “Несколько раз мне приходилось ремонтировать за свой счет подъезд. Он был весь до шестого этажа исписан губной помадой. Но, с другой стороны, было приятно. Потому что за этим стояли любовь, интерес. И я очень благодарен этим людям”.

“Мы ненавидим вас за эту роль!” — чуть не по сей день приходится слышать Михаилу Козакову. Для многих он так и остался коварным доном Педро, злодеем, мешающим благородным влюбленным. "На съемках я думал: делаем какую-то детскую сказочку, — вспоминает Козаков. — Когда же вышел фильм, понял, что он о любви — романтический, но не сказочка. Однако он очень раздражал чиновников. Помню фельетон, который начинался так: "В коротких тропических штанишках, в пробковом шлеме на своей шхуне “Медуза” стоит красавец дон Педро Зурита". И далее много обидных слов. Мы очень переживали. Зато зритель фильм полюбил, и я этому рад".

Совсем не детское кино постарался снять оператор Эдуард Розовский. Придумал столько технических приспособлений для подводных съемок, что, живи он в Голливуде, стал бы миллиардером. А сейчас с грустью говорит: "Дальше все это кануло в Лету, никому оказалось не нужным. “Человек-амфибия” назвали приключенческим фильмом, который чужд советскому народу. Пропагандой буржуазной жизни. И все мои ухищрения по поводу новых подводных дел кончились ничем".

Зато фильм начал триумфальное шествие по странам и континентам. Режиссеры Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский собрали целую россыпь наград. Критикам пришлось прикусить злые языки.

Подводные камни

“Я случайно нашел на киностудии сценарий этого фильма, — вспоминает Владимир Чеботарев. — Надо заметить, что снимать “Амфибию” никто не брался — тогда сказочные истории о любви были не в моде. К тому же сценарий был слабоват, его мы потом переписали". На тот момент никто еще в Советском Союзе не снимал актеров под водой, поэтому работу начали со встречи с подводниками. Режиссеры связались с чемпионом страны по подводному плаванию Рэмом Стукаловым и его товарищами. Конечно, они хотели бы работать с самым знаменитым подводником в мире — Жаком Ивом Кусто, но его почему-то не пустили в СССР.

Чиновники от кино, не верившие в успех, давали на фильм очень мало денег. Тогда режиссеры решили привлечь к работе человека с именем. Взявшийся переписать сценарий Акиба Гольбурт предложил в компаньоны известного кинодраматурга Алексея Каплера. Так он стал одним из авторов сценария и занялся выбиванием средств.

“Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: “Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах”, — рассказывает Владимир Чеботарев. — После поисков и проб нашли Володю Коренева и Настю Вертинскую. На роль злодея Зуриты планировался Ефим Копелян, но его не утвердил худсовет. Тогда мы решили найти другой типаж — красивого молодого человека с отрицательным обаянием. Так у нас появился Миша Козаков".

После утверждения актеры начали брать в Ленинграде уроки подводного плавания, а режиссеры выехали на поиски натуры. “На небольшом судне мы проплыли почти вдоль всего побережья Крыма и остановили свой выбор на бухте Ласпи, — говорит Чеботарев. — Во-первых, там очень чистая вода. Во-вторых, там было место, где можно было поставить вольер — в него мы во время съемок запустили дельфинов”.

Кто спас Ихтиандра

“Пожалуй, самым трудным было научиться работать под водой без акваланга, — признается Анастасия Вертинская. — Например, в сцене, когда я тонула и меня спасал Ихтиандр, мне подвязывали под костюм тяжелый свинцовый пояс, давали на полминуты акваланг, я вдыхала воздух и опускалась на дно. Там лежала, пока меня снимали. Потом подплывал Ихтиандр—Коренев, нам прямо под водой давали акваланг, мы делали вдох-другой и продолжали работать. Затем подавали знак подводникам, они снова давали нам воздуха… Но были сцены, когда вместо нас снимали дублеров, например в сцене нападения на мою героиню Гуттиэре акулы”.

“А меня дублер подменял и на суше, — смеется Владимир Коренев. — Помните момент, когда Ихтиандр в наручниках разбегается и прыгает со скалы в море? Все это снято одним кадром, без монтажа. Так вот, на самом деле бежал-то я, а вот прыгал за меня каскадер Володя Иванов. А в сцене, когда меня с корабля опускают под воду прикованным к цепи, я чуть не утонул. Где-то наверху цепь оборвалась, пошла вниз и потащила меня, закованного, ко дну. Хорошо, что один из операторов не растерялся, бросил свою камеру и спас меня”.

Из-за постоянной нехватки денег и неопытности в подводных съемках авторам приходилось искать решения прямо на площадке. Например, долго думали, как сделать костюм Ихтиандра. В результате его сшили из маленьких кусочков белой пленки. Это оказалось кропотливой работой: чешуйки нашивались по одной. Длинные ласты закупали в Германии.

“А чтобы показать на экране настоящее рыбье царство, мы пошли на хитрость, — вспоминает оператор Эдуард Розовский. — На объектив камеры надевали раструб, в который заливали воду и запускали рыбок. Снимали под водой через этот раструб, и в кадре казалось, что перед нами много красивых рыб”.

Теперь, спустя 45 лет, зрительный зал аплодирует создателям картины стоя. Сами же они на вопрос: "А что для вас сейчас “Амфибия”?" — говорят честно: “Наша молодость”.

Привет из прошлого

По итогам зрительского конкурса журнала Советский экран, в 1962 г. фильм “Человек-амфибия” занял третье место. Критики сделали хорошую мину при плохой игре. Приводим дословно комментарий редколлегии: "Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм. И если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, “Человек-амфибия” спокойно, без споров и волнений уйдет из памяти зрителя". Борцы за высокое искусство ошиблись. Зато “новая, красивая, благородная” версия “Человека-амфибии”, созданная в XXI веке, потерпела фиаско. Вот ее-то вряд ли кто вспомнит.

Досье

Фильм снят по одноименному роману писателя-фантаста Александра Беляева. Авторы сценария: Акиба Гольбурт и Алексей Каплер. Режиссеры: Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев. В ролях: Анастасия Вертинская, Владимир Коренев, Михаил Козаков, Николай Симонов. Ленфильм, СССР, 1961 г. Лидер проката 1962 г. — 65,5 млн. зрителей. Получил приз “Серебряный парус” на фестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия, 1962 г.).

Это дебюты в кино Владимира Коренева (Ихтиандр), который тогда учился на 2-м курсе ГИТИСа, и композитора Андрея Петрова. Любопытные факты: рыболовецкую шхуну “Медуза” специально для съемок закупили в Финляндии. Съемки города проходили в Баку. Под водой использовали пластмассовые кораллы.


Написать комментарий