Что у Кирштейнса на языке…

Депутат-народник массовую миграцию неграждан в США называет "продуманным планом действий"

Глава парламентской Комиссии по иностранным делам Александр Кирштейнс прислал Телеграфу письмо в ответ на редакционный комментарий, в котором шла речь о желании депутата переселить латвийских неграждан в США, по примеру месхетинских турок.

В ответном послании
г-н Кирштейнс утверждает, что эта идея “взята не с потолка”. Массовый “вывоз” (именно это слово употребляет парламентарий) неграждан — это продуманный план действий. Товарищи Кирштейнса по партии поспешили отмежеваться от подобных заявлений, однако не осуждают его.

Заграница
нам поможет
“Это продуманный план действий, над осуществлением которого надо серьезно работать, поскольку притворяться, что большую часть из 450 тысяч неграждан можно будет заставить интегрироваться, было бы наивно”, — пишет нам Александр Кирштейнс. И приводит слова главы Управления натурализации Эйжении Алдермане, которая полагает, что гражданами Латвии могут стать только 130 тыс. человек.

Поэтому, говорит Кирштейнс, государству надо думать, что делать с теми, которые не хотят натурализоваться. И тут же предлагает решение — помочь негражданам уехать из Латвии в США, Россию или другую страну.

Причем Кирштейнс утверждает: американский сенатор Джон Маккейн во время своего последнего визита в Латвию 20 августа подтвердил, что США готовы помочь устранить последствия советской оккупации, если Латвия попросит об этом. И потому грех не воспользоваться предложением сердобольных друзей из-за океана. Завершает послание Кирштейнс такой фразой: “Не надо бояться больших расходов на это мероприятие, ну что такое деньги по сравнению с тем счастьем, которое обретет человек, когда уедет из государства, где ему плохо жилось”.

“Политик может
говорить что угодно”
На заявление Александра Кирштейнса можно было бы не обращать особого внимания — депутаты Сейма вообще не привыкли стесняться в выражениях, особенно касающихся болезненной темы неграждан. И если бы каждое, прямо скажем, националистическое высказывание слуг народа мы воспринимали всерьез, в стране давно уже могла бы развязаться гражданская война. И все же — должность Кирштейнса, а он является главой парламентской Комиссии по иностранным делам, обязывает его к некоторому приличию. Кроме того, он представляет Народную партию, входящую в правительство, и контролирует Министерство юстиции (которому, кстати, подчиняется Управление натурализации), Министерство иностранных дел и т.д. Стоит ли понимать так, что Кирштейнс выражает общую позицию партии?

Пресс-секретарь министра юстиции Винеты Муйжниеце Гинт Липсбергс сообщил нам, что высказанное Кирштейнсом мнение — его личная точка зрения, а ни в коем случае не позиция партии.
Еще один сопартиец Кирштейнса, глава Юридической комиссии Сейма Марек Сеглиньш, считает, что заявления Кирштейнса не стоит воспринимать всерьез: “У Александра острый язык, он все время что-то такое говорит, но это всего лишь мнение одного человека”. На вопрос, насколько вообще политически корректны подобные высказывания, тем более из уст высокопоставленного политика, Сеглиньш ответил так: “Политик может говорить все что угодно”. От себя добавим — и не нести за это никакой ответственности.

Министр иностранных дел Артис Пабрикс тоже считает, что у Кирштейнса есть все права высказывать свое мнение о процессах в стране, партийная дисциплина его в этом не ограничивает. “Однако моя позиция как министра такова: мы должны стать единым обществом, я призываю неграждан натурализовываться и таким образом удостоверить свою причастность к государству. Так исторически сложилось, что в Латвии много приезжих из других стран, многие приехали сюда во время советской оккупации. Но я призываю всех жить здесь и пользоваться теми правами и обязанностями, которые дает гражданство Латвии”, — отмечает Пабрикс.

Запад не заинтересован в миграции
В свою очередь глава Управления натурализации Эйжения Алдермане, которую Кирштейнс цитирует в своем послании, заявила Телеграфу, что ее слова в этом письме вырваны из контекста. “Да, действительно, по моим подсчетам, из 470 тысяч неграждан натурализоваться могут только 130 тысяч человек. Допускаю, что какая-то часть неграждан может уехать за рубеж. Но это их свободный выбор, и государство не может оказывать никакого давления”, — говорит Алдермане.

Министр по делам интеграции Нил Муйжниекс еще более категоричен. По его словам, все опросы общественного мнения свидетельствуют: очень малая часть неграждан хотела бы уехать за рубеж. “В свое время были попытки получить финансирование от западных стран на программу миграции неграждан в Россию. Но все они провалились — Запад не заинтересован в этом. И Латвия тоже. В прошлом году мы даже вычеркнули норму закона, по которой репатриантам полагались компенсации. Нам нужны все жители Латвии, мы заинтересованы, чтобы люди становились гражданами и участвовали в развитии страны”, — сказал министр.

В свою очередь посольство США дало комментарий, который, с одной стороны, можно назвать пространным, с другой — он расставляет точки над i: “Латвии нужны такие государственные деятели, которые своей главной задачей ставят интеграцию всех жителей страны в социальную и политическую жизнь государства”.

Г-на Кирштейнса таким государственным деятелем назвать трудно.

11.10.2004 , 14:35

Анна НОВИЦКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий