Сколько стоит смена Кабинета?

Бухгалтерия правительственного кризиса: сводим дебет с кредитом

Подсчитано, что рождение нового Кабинета министров в нашей стране происходит в среднем раз в девять месяцев. Вот и над правительством Индулиса Эмсиса периодически нависает угроза кризиса. Очередным испытанием для нынешнего Кабинета станет принятие бюджета на 2005 год. Регулярная эта политчехарда стоит денег, причем бюджетных. Телеграф решил подсчитать, во сколько в среднем обходятся правительственные кризисы на примере смены Кабинета Эйнара Репше командой Индулиса Эмсиса
в марте этого года.

Непредвиденные расходы
Основное бремя расходов при всех правительственных кризисах ложится на Госканцелярию, которая должна выплатить уходящим членам Кабинета министров зарплаты за три месяца, выходные пособия и компенсации за неиспользованные отпуска.

Несмотря на то что смена действующих лиц на сцене театра, расположенного на бульваре Бривибас, 36, происходит у нас периодически, крах Кабинета Репше застал Госканцелярию врасплох. И ее директор Гунта Вейсмане была вынуждена обратиться к Министерству финансов за материальной помощью. Госканцелярии требовалось 148 420 латов для выполнения всех социальных обязательств перед членами Кабинета министров и парламентскими секретарями. И смешно, и грешно, но г-жа Вейсмане просила Минфин выделить эти деньги из бюджетных средств… на непредвиденные расходы. Хотя пора уже дополнить бюджет новой статьей — “на правительственные кризисы”. Чтобы все было “предвидено”.

Денежными выплатами, как вы понимаете, дело не ограничилось. Понадобились новые визитки, печати, таблички с именами и фамилиями новых сотрудников. Как сообщила Телеграфу сотрудник пресс-службы Госканцелярии Агнесе Корбе, к табличкам подход весьма прагматический: они сделаны в виде рамки, и в нее по необходимости вставляют обычную бумагу, на которой печатаются имена, фамилии и должности новых членов Кабинета министров. Пачка такой бумаги формата А4 стоит 7 латов, и поскольку в ней 70 листов, то хватает на несколько правительств.

Изготовление визиток стало самой большой статьей расходов после выплаты компенсаций — 296 латов. Для премьер-министра и работников бюро товарища премьер-министра (всего 16 человек) они печатаются на двух языках — латышском и английском. Причем для десяти новых сотрудников по 10 латов за 100 штук, а для шести человек по 8 латов. Новые печати понадобились 8 новым работникам, что обошлось Госканцелярии в 18,4 лата.
Как нас заверили в пресс-службе Госканцелярии, других расходов не было.

Компенсация за ущерб
Пришлось раскошелиться и министерствам. Так, финансовое ведомство за компенсации уволенным работникам заплатило 10 400 латов. Изготовление печатей и визиток встало в 35 латов. С табличками у кабинетов новых сотрудников в Минфине поступают так же, как и в Госканцелярии, — выгоняют через принтер на обычной белой бумаге.

Немалые расходы возникли у Министерства юстиции. Только на компенсации уволенным сотрудникам пришлось потратить 4651,81 лата. Что касается заказа визиток, печатей, то траты на эти нужды подсчету не поддаются, как утверждают в Минюсте.

В Министерстве экономики шеф не менялся, поэтому компенсаций платить не пришлось. И все-таки одной сотруднице выплатили выходное пособие в размере 568,33 лата. Расходы на изготовление новых визиток и печатей составили 170,80 лата.
Министерство по делам регионального развития и самоуправлений 750 латов заплатило советникам предыдущего министра за неиспользованный отпуск и 65 латов — за визитки, печати и таблички.

Министра застраховали
МВД компенсаций не платило вовсе, так как единственный сотрудник — пресс-секретарь министра — использовала отпуск в полном объеме и сама написала заявление об уходе. Визитки, таблички у кабинетов, личная печать министра обошлись в 79,37 лата. Еще 135,45 лата стоила страховка для министра.
Министерству образования и науки (МОН) компенсации работникам обошлись в 3450 латов. Изготовление визиток стоило 151 лат, табличек — 28 сантимов, печатей — 60 латов. 25 латов МОН заплатило за перерегистрацию мобильных телефонов.
Скромными были расходы Министерства культуры. В качестве компенсаций пришлось заплатить всего 106 латов, за визитки и печати — 72 лата. Именные таблички не потребовались — на них указывается только должность, и менять их приходится, только если меняется пол министра.

Самые экономные
Министерство сообщений отделалось малой кровью: компенсаций не платило, визитки для пяти человек обошлись в 25 латов, таблички изготовили проверенным способом, распечатав на принтере, что в общей сложности стоило 25 сантимов. Четыре печати и листы для резолюций обошлись в 30 латов.
В Министерстве обороны тоже компенсаций не платили. С дощечками около кабинетов там поступают наиболее мудро — просто не указывают имен и фамилий, только должности. Печати стоили 35 латов, канцелярские товары — 128 латов, визитки — 188,93 лата. Кроме этого для нового министра была куплена кожаная папка для документов за 29 латов.

Самым экономным оказался МИД — приход на должность Рихарда Пикса обошелся всего в 49,75 лата. Именно столько стоили визитки для нового министра. Других расходов, связанных со сменой главы внешнеполитического ведомства, не было.
А вот единственным министерством, которое не смогло подсчитать свои расходы, связанные со сменой руководства, оказался Минздрав. Что неудивительно, судя по тому, что происходит в нашей системе здравоохранения.

Дорогой застой
Разумеется, это далеко не все расходы, которые возникают при смене Кабинета министров. Помимо финансовых трат, о которых мы рассказали, существуют и другие, назовем их моральными. Ведь с приходом к власти новых людей на два-три месяца воцаряется законодательный вакуум: пока они войдут в курс дела, пока поймут, что к чему, принятие многих важных для бизнеса решений останавливается. В какую сумму выливается временное бездействие правительства, пока никто не подсчитывал.
А было бы очень полезно. Телеграф обратился к крупным предпринимателям с просьбой оценить потери, которые они несут от смены правительств (см. “Экспертизу”). Впрочем, на частный бизнес правительственные кризисы не оказывают столь губительного влияния, как могло бы показаться. Зато это действительно бедствие для предприятий, выполняющих государственные и муниципальные заказы. При смене правительства они теряют больше всех: неизвестно, какими будут кадровые перестановки, какие политические силы в будущем станут задавать тон.
В связи с этим работа фактически парализуется, деньги замораживаются.

А за увольнение
ответишь
Но и это далеко не все потери, которыми сопровождается смена правительства. Взять, к примеру, увольнение неугодных чиновников, которые при следующем Кабинете благополучно возвращаются на свои должности и получают через суд огромные компенсации, исчисляемые десятками тысяч.
Вспомним скандал со смещением с должности главы Службы госдоходов Андрейса Сончика при правительстве Репше. Но не прошло и года, как Сончик без труда выиграл иск против государства и в качестве компенсации получил около 40 000 латов. И хотя на прежнюю должность Сончик не вернулся, пост в Министерстве финансов (заместитель госсекретаря) он получил.

Второй характерный пример — увольнение главы Государственного агентства недвижимости (ГАН) Калвиса Брициса. Формально его уволили за то, что он активно проталкивал масштабный проект строительства так называемого “Пентагона” — комплекса зданий для нужд полиции на ул. Гауяс. Но и в случае с Брицисом аргументы государства оказались неубедительными — уволенному чиновнику через суд удалось добиться и восстановления в хлебной должности (ежемесячная зарплата 2800 Ls), и приличной компенсации (более 60 000 Ls). Брицис вновь возглавляет ГАН и снова усиленно лоббирует строительство “Пентагона”. Только теперь никаких нареканий со стороны правительства это не вызывает. Что неудивительно — этот проект изначально задумывался “народниками”, и разумеется, вернувшись во власть, они снова взялись за его реализацию.

К слову, то же самое происходит и с проектом “Замок света”, то есть новой Национальной библиотеки. Если правительство Репше всеми силами пыталось проект “завернуть”, то правительство Эмсиса, наоборот, прилагает все силы, чтобы претворить его в жизнь. И “Пентагон”, и “Замок света” — многомиллионные проекты, которые объективно нашему госбюджету не под силу. Так что на самом деле отставки правительства и приход во власть новых (или старых) политических сил обходятся налогоплательщикам во сто крат дороже. И визитки с табличками на этом фоне — жалкие слезы…

Торги на высшем уровне
Справедливости ради отметим, что правительство Эмсиса (кстати, это уже одиннадцатый состав Кабинета министров
после обретения Латвией независимости) уделяет большее внимание социальным программам. Впрочем, это палка о двух концах, так как сильную социальную защиту населения могут себе позволить только богатые страны. Но и они в последнее время сокращают финансирование социальных программ или же вовсе их сворачивают. Небогатую страну, коей, увы, пока является Латвия, социальные программы могут “разорвать”. Так что объективную оценку этому направлению деятельности Кабинета Эмсиса можно будет дать через некоторое время. Хотя эмоционально очевидная забота о населении приятна, пусть даже и утверждают, что осуществляется она исключительно под давлением левых сил, от которых нынешнее правительство зависит.

С другой стороны, нужно учитывать и влияние правых сил, от которых тоже Эмсису невозможно абстрагироваться. И тут многое решит, как и чем он будет “откупаться” от них. Если такими проектами, как “Замок света” и “Пентагон”, то этот Кабинет нам может обойтись очень дорого.


Экспертиза
n Владимир СОЛОМАТИН,
вице-президент
Latvijas Naftas tranzїts:
— Самый свежий пример — это налоговый начет компании LatRosTrans размером более 2 миллионов латов. Он, правда, не имеет отношения к проволочкам в принятии законов, но свидетельствует о том, насколько свободно государственные организации — СГД, Главное управление таможни — трактуют уже действующие законы. Ни в одном из них не написано, что если у компании что-то украли, то она должна за это платить. В случае с LatRosTrans именно так и произошло. Компанию обязали заплатить за украденное из нефтепровода, которым она управляет, дизельное топливо, так как государство недополучило акцизный налог и налог с оборота. Это нонсенс.

n Петерис ШМИДРЕ,
председатель правления Baltcom TV:
— Денежного эквивалента назвать не могу, потому что это неполученная прибыль, незаконченные проекты, это что-то несделанное, что могло бы быть сделано. Например, была у нас история с концепцией развития кабельных сетей, которую сначала обещали разработать, потом заморозили, а потом она просто стала неактуальной. В итоге Baltcom TV стала единственной компанией, которая проложила новые оптические кабели, как того требовала концепция, а другие кабельные компании этого не делали и оказались в выигрыше, так как не вкладывали денег в обновление. Если, допустим, смена правительства произошла бы сейчас, то это не ускорило бы решения вопроса по межсоединению с Lattelekom. Поэтому я за стабильность правительства и за то, чтобы бардак в стране был запланированным — раз в четыре года. Ибо смена правительства не во время выборов тормозит любые дела.

n Элина ЭГЛЕ,
генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей:
— Финансовые потери посчитать очень трудно, но это даже не самое главное. При смене правительства меняются экономические приоритеты, и предпринимателям в Латвии очень трудно делать какие-то долгосрочные прогнозы. Частая смена правительств доставляет множество неудобств бизнесменам. Непонятно, куда вкладывать деньги, какие условия будут через год, к чему это приведет. Только удастся наладить сотрудничество с министром, как через несколько месяцев он уходит. И все приходится начинать сначала.

n Валия ЗАБЕ,
директор Liepќjas cukurfabrika:
— Несомненно, смена правительства приносит предпринимателям определенные неудобства. Но, честно говоря, у нас это происходит так часто, что невозможно определить конкретные потери.
В целом у нас остается много неясностей по поводу того, как работать в едином европейском экономическом пространстве. Правила игры неизвестны. Если в таких условиях еще происходит и смена правительства, то это все усложняет вдвойне. Вообще властям пора изменить свое отношение к предпринимателям, перестать воспринимать их как дойную корову. В конце концов, кто для кого существует — они для нас или мы для них?!
Опрашивали Снежана БАРТУЛЬ
и Анна НОВИЦКАЯ


Расходы на смену правительства весной 2004 г.
n Госканцелярия — 148741,40 Ls
n Министерство финансов — 10 435 Ls
n Министерство экономики — 739,13 Ls
n МВД — 214,82 Ls
n Министерство сообщений — 55,25 Ls
n Министерство обороны — 380,93 Ls
n Министерство образования и науки — 3686,28 Ls
n МИД — 49,75 Ls
n Министерство культуры — 178 Ls
n Министерство юстиции — 179,13 Ls
n Министерство по делам регионального развития
и самоуправлений — 815 Ls
Итого — 165474,69 Ls

07.10.2004 , 10:52

Снежана БАРТУЛЬ Анна НОВИЦКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий