Не бывает двух демократий

Открытое письмо председателя фракции Партии народного согласия Яниса Урбановича президенту Латвии Вайре Вике-Фрейберге.

Уважаемая госпожа Президент!

В одном из своих интервью (для российской телекомпании НТВ), комментируя проблему неграждан, Вы заявили буквально следующее: “В начале девяностых годов у нас был выбор — согласиться с наследием предыдущих десятилетий либо изменить это наследство. Мы выбрали второй путь…” Не так уж важно, была ли это оговорка, или все шло по плану. Важно другое: в этих словах обнаружилось Ваше полное заблуждение относительно того, что происходило в Латвии в начале 90-х годов, какие вопросы и проблемы ставила Атмода и какие давала ответы.

Кто такие “мы”?

Заблуждение Ваше понятно и простительно: душой в то время Вы были с нами, но телом в Канаде. Причиной его может быть недобросовестность Ваших консультантов, советников, историков, которыми Вы окружили себя, лукавость газет, которые Вы читаете по утрам. А правда, мой президент, состоит в том, что весной 1990 года прошел опрос (плебисцит), в котором приняло участие 87,6% избирателей. “За демократическую и независимую Латвию” тогда было подано 73,6% голосов. Это были голоса тех, кто получил впоследствии гражданство и избирательные права, а также тех, кто не получил этого до сих пор и, таким образом, голосовал на этом опросе последний раз в жизни.

Вы сказали: “Мы выбрали второй путь…”, и я хочу узнать: кто такие “мы”? Когда такой выбор был сделан? Мне, депутату всех четырех послевоенных Сеймов, политику с двадцатилетним стажем, это не известно. Знаю, есть решение народа — “демократическая Латвия”. Сегодня строится Латвия латышская. Когда и кто произвел эту подмену, кто изменил выбор народа? Вы глава государства, и Вам просто получить любую справку. А может, это все-таки обман? Вас обманули, а Вы транслируете этот обман теперь на весь мир… Причем делаете это и от своего, и от моего имени.

Я помню времена Народного фронта, храню все его программы. Ни в одной не ставилось такой цели, как ограничение демократии, поражение в правах какой-то группы населения и введение института “неграждан”. Более того, ни одна политическая партия из тех, что были представлены до сих пор в Сейме, не выдвигала требований отменить результаты опроса 1990 года. Сделанный тогда выбор никем не был легитимным образом оспорен или отвергнут. И любая подмена в этом вопросе есть шулерство, недостойное честного человека. Что касается меня, то я убежден: произошла подмена и обман. И сегодня последствия этого обмана отравляют общественно-политическую атмосферу Латвии.

Политику нельзя строить на лжи

Осенью 1991 года, “восстановив” довоенное гражданство, “национально думающие” политики открыто пошли на обман, похоронив итоги народного опроса (а ведь именно на это опиралась Декларация независимости). Сегодня лукавят “русские” политики, зовут на улицы взрослых и детей, обещают, что так можно чего-то добиться. Я понимаю, бессмысленно взывать к морали и совести; в современной политике это не бесспорные ценности. Но хочу напомнить: любое предприятие, построенное на лжи, приобретает патологический изъян, который обязательно проявится в будущем.

Сегодня в Латвии “дефицит демократии”. Это не мое определение. Более 350 тысяч взрослых и здравых жителей Латвии отстранено от демократического процесса. Немалая их часть вообще никогда в жизни не принимала участия в выборах. На мой взгляд, это преступление против демократии. Нашим потомкам будет стыдно за это.

Почему-то “национально думающие” политики считают, что, отстранив часть нелатышей (так называемых “неграждан”) от управления страной и от демократического процесса в целом, они действовали на благо Латвии. Наивная, глупая мысль, недостойная европейца. Наши “национально думающие” почти дословно повторяют: мол, у нашей страны уникальная трагическая история, никто, кроме нас, этого не понимает и не поймет никогда. Те ограничения и отклонения от “классической” демократии, которые у нас, может быть, и есть, продиктованы необходимостью и логикой выживания. У нас особый путь, не учите нас жить.

Путь к кризису

Демократия, парламентаризм, всеобщее и равное избирательное право утвердились в мире не по чьей-то прихоти. Демократия побеждает повсюду потому, что доказала свою максимальную эффективность. Ничего лучшего человечество до сих пор не придумало. Единоличные правители и монархи в разных странах соглашались с демократией вовсе не потому, что не могли управлять по-старому. Со времен Нидерландской и Французской революций, и особенно после создания США, демократическая форма показала миру свою бесспорную эффективность. Почему же Латвия должна быть здесь исключением?
История преподнесла нашему народу хорошо известные уроки. Вспомним, как и на каком наследии строилась независимая Латвия в 20-е годы: экономика разрушена, сельское хозяйство в упадке, самый пестрый состав населения, гражданская война у соседей, огромное число беженцев. Но все же была создана республика, которой мы гордимся до сих пор, одна из самых демократических в довоенной Европе. А вот после переворота 1934 года, несмотря на всю пропаганду “успехов улманисовского времени”, началось движение к упадку, авторитаризм сменился тоталитаризмом. События 1939-1940 гг. были жестоким, но логичным финалом; диктатор Улманис без сопротивления отдал власть и даже попросил у

Кабинета Кирхенштейна пенсию…

Не бывает двух демократий. Не может быть демократии лишь для части общества, как это было в Древней Греции. Попытки ограничить демократию, загнать ее под контроль ведут к кризису. Я глубоко убежден, что наступило время исправлять прошлые ошибки. И с тревогой смотрю на поляризацию общества, на эскалацию радикальных настроений. Лукавят те Ваши советники, кто говорит: все рассосется! Не может это напряжение само собой рассосаться, потому что возникло оно не по чьей-то злой воле, не случайно, а как закономерное следствие наших ошибок.

Пора расстаться со страхами

Я чувствую и понимаю Ваш страх перед Россией и русскими. Вы формировались как личность в самые мрачные годы “холодной войны”, но “холодная война” прекратилась, Латвия полностью восстановила независимость, стала членом ЕС, Североатлантического договора. Ничто более не угрожает нашей государственности. Пришла пора расстаться со страхами. Невозможно бояться вечно. Куда еще вступить, чтобы не бояться русских? Вряд ли мы когда-нибудь сможем их ассимилировать или переселить за океан, как нам предлагают сегодня “национально думающие”. Я совершенно убежден: давно наступило время разрушить былые страхи и строить мосты для будущего.

Уважаемая госпожа Вике-Фрейберга! Каждый политик когда-то задумывается о том, какой след он оставит в истории. Это вопрос даже не возраста, а политической зрелости. Вы человек с большим опытом и широкими взглядами. У Вас, как и у многих в Латвии, была непростая судьба. Мне кажется, что Вы сможете услышать и понять мой призыв возвратить Латвию в демократическое русло, дать политические права тем, у кого они отобраны, обсуждать наши проблемы не на улице, а в парламентской процедуре. Давайте, наконец, вернемся к прекрасной идее независимой демократической Латвии!

06.10.2004 , 11:26

"Телеграф"


Написать комментарий