Янис Скварнович: «Защищать бренд дешевле за столом переговоров»

Но иногда приходится отстаивать свое право через суд

Около полугода тому назад компания Rїgas Piena kombinќts (RPK) начала спор по поводу брендов с тремя латвийскими производителями. По мнению руководства RPK, их конкуренты использовали для своей продукции торговые марки молочного комбината, обманывая тем самым потребителей и лишая определенной прибыли сам комбинат. Вчера гендиректор молочного комбината Янис СКВАРНОВИЧ подвел “итоги” противостояния.

Найдите 10 отличий
— Сейчас нам удалось договориться с Daugavpils Saldєjuma fabrikа (DSF) и предприятием Tukuma рiens (TP). Напомню, что производители из Даугавпилса продавали мороженое под маркой Vєsma plus. Но на имя нашего комбината уже давно зарегистрирован бренд Vєsma. Так что мы вполне имели право отстаивать свою собственность. Однако в данном случае я очень рад, что нам удалось договориться с руководством фабрики. Для нас бренд Vєsma, в принципе, не ведущий, а для даугавпилсских производителей он очень много значит. Поэтому мы решили пойти на компромисс. Сейчас, поскольку у фабрики осталась упаковка со “спорным” брендом, они распродают мороженое под маркой Vєsma plus. А потом мы не отбираем у них этот бренд, но они должны разработать новый дизайн упаковки, который мы одобрим. Так они сохранят свою привычную марку, а мы сделаем все, чтобы упаковки нашего мороженого и их не были похожими.

Что касается АО Tukuma рiens, то они признали, что упаковка их молока Lauku рiens с маркой Baltais похожа на нашу пачку Lauku рiens, которое выпускается под маркой Rasa. Несмотря на то что всю линию Baltais объединяют синий и белый цвета, они выпустили Lauku рiens в оранжевой пачке, как у нас. Благо руководство предприятия согласилось изменить дизайн упаковки, чтобы устранить “похожесть”.
Вот только с представителями АО Valmieras рiens договориться не удалось. Они не хотят менять упаковку своего Nќkts saldєjums, которая очень похожа на наш Pols. В итоге это дело мы передали в суд.

Суд дорогого стоит
— Но, по сути, упаковка Nќkts saldєjums отличается по цвету. Да и названия вроде совсем разные…
— Да. Тут дело не столько в копировании конкретного названия или графического изображения. Это еще один из видов “подделки” — здесь продукт вызывает определенные эмоциональные ассоциации. И мы считаем, что именно в этом плане их мороженое напоминает наш Pols.
Вообще это довольно кропотливая и дорогостоящая работа — доказать, что кто-то копирует ваш бренд. Марка как бы раскладывается на составляющие — цвет, форма, размер шрифта, месторасположение логотипа, ассоциации и тому подобное. И, конечно же, другая сторона делает все, чтобы доказать вашу неправоту. Именно поэтому я считаю, что надо стараться решить подобные вопросы путем переговоров. Суд обходится слишком дорого, эти деньги лучше вложить в развитие бизнеса.

— Но в случае с Valmieras рiens дело все-таки дошло до суда. А как вы, кстати, оцениваете работу наших судов в плане защиты брендов?
— На самом деле проблема защиты торговых марок для нашей страны в новинку. Поэтому у нас очень мало профессиональных юристов, подкованных в этих вопросах. Для судей проводят какие-то образовательные семинары, но этого недостаточно.
И, кстати, стоит отметить, что суд пока остается единственной инстанцией, где можно отстоять свое право на бренд, если не удается сделать это через Патентное управление. Есть у нас еще и Совет по конкуренции, но там подобные дела зависают на долгое время. Совет работает строго по закону, и требуется собрать немыслимое количество документов, чтобы твою жалобу приняли к рассмотрению. Сам Совет не занимается расследованием, поэтому необходимо лично найти все доказательства “вины” конкурента.

Утром деньги — вечером бренды
— Понятно, когда чужие бренды “воруют” неизвестные компании. Но зачем это делать уже раскрученной фирме?
— Бренд — это не просто торговая марка. Это фирменный знак, в который вложено уже очень много средств. Во-первых, в разработку, во-вторых, в раскрутку. Это такая же собственность компании, как и рецепт определенных продуктов. Это гарантия определенного качества и тому подобное. Мелким фирмам гораздо выгоднее скопировать известный бренд и заработать “чужими силами”. Да, скорее всего их заставят в итоге сменить марку или вообще выгонят с рынка, однако свою прибыль они однозначно заработают. Что касается уже известных компаний, то они могут таким образом продвинуть новый продукт, если он похож по качеству на продукт конкурента.

— А как вообще получается, что разным предприятиям удается зарегистрировать одинаковые торговые марки?
— Это недостаток нынешнего законодательства. Наше Патентное управление регистрирует вашу торговую марку. Они не смотрят, зарегистрирована ли подобная марка другим лицом. И только потом, если вы вдруг обнаружите, что ваш конкурент продает свой товар под вашим брендом, вы можете оспорить это. Но в то же время в Евросоюзе принято, что ни одну марку не регистрируют без проверки. То есть если сейчас какой-то производитель из Германии или Польши решит запатентовать в Латвии свой бренд через ответственную европейскую организацию, то, скорее всего, в наше патентное управление будет послан запрос. Нашим специалистам придется проверить, не зарегистрирована ли подобная марка у нас, и переслать обратно свой ответ.

— То есть им придется делать то, что они сейчас не делают? Придется проверять?
— Выходит, что так. Кстати, для сравнения: знаете как подобный момент решается в России? У нас там сейчас свой завод да и экспорт налажен, так что мы изучили работу российских производителей. Они не столько копируют бренды, сколько копируют сами продукты. Например, как только мы стали экспортировать Lќse activ, у них сразу начали производить подобный продукт.


06.10.2004 , 10:18

Елена РЫЛЕЕВА


Темы: ,
Написать комментарий