Азиатский прорыв

Латвия может стать для Казахстана одним из главных партнеров в ЕС На этой неделе состоится государственный визит президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги в Казахстан. Сказать, что к этой поездке деловые круги нашей страны проявили большой интерес, значит, не сказать ничего. Кто-то из бизнесменов назвал готовящийся визит "азиатским прорывом Латвии", ведь Казахстан не только одно из богатейших государств по сырьевым запасам, но и лидер СНГ по экономическому росту. Накануне визита Телеграф встретился с аккредитованным в Латвии представителем Казахстана, внештатным советником по экономическим вопросам Валерием ГУЛЬБАСОМ.

Транзитные
перспективы
— Есть люди, которые считают, что наше экономическое сотрудничество с Казахстаном — дело будущего, мол, слишком много преград на этом пути…
— Не согласен. В прошлом году по инициативе президента Назарбаева под эгидой ООН в Казахстане была проведена первая глобальная конференция развивающихся государств, не имеющих выхода к морю. Прибалтийские страны предлагали там свое активное партнерство. Нужно отметить, что Латвия в данном случае может рассматриваться как один из перспективных партнеров в совместной реализации государственных программ Казахстана и инициаторов совместных проектов ЕС в странах СНГ.
Но вот, по непонятным для меня причинам, наше сотрудничество застыло на одной точке. Наш премьер-министр в 2000 году сказал, что Казахстан мог бы продавать через латвийские порты от 3 до 5 миллионов тонн нефти в год.
Я знаю, что сегодня транзитный поток недотягивает до полумиллиона, нет даже 200 тысяч тонн. А ведь если бы осуществились наши планы, то какой объем перевалки в ваших портах был бы за четыре года, какие были бы налоговые поступления в бюджет Латвии!
Тем более время не стоит на месте. С тех пор Казахстан увеличил объемы добываемой нефти, а также черных и цветных металлов, увеличил объемы производства зерновых культур. Правда, в этом году был подписан договор о строительстве зернового элеватора в Вентспилсе. Однако все пока остается на стадии разговоров.
Между тем в Казахстане произошло несколько крупных международных событий. Мы подписали договоры с Китаем о строительстве нефтепровода и железной дороги. Кроме того, Казахстан сейчас является активным участником международных проектов по транзиту: Север—Юг и Шелковый путь. Это значимые транзитные проекты, которые открывают большие экономические перспективы для транспортных компаний. Реализация этих проектов позволит значительно сократить сроки поставки грузов из Азиатского региона в Европу. Например, доставка грузов из индийских портов до стран Северной Европы сокращается на 12-15 суток. В реализации указанных проектов есть возможность плодотворного партнерства наших стран и их партнеров. Но почему-то об этом ничего не слышно в Латвии. Разве это Латвии не интересно? Я считаю, интересно. Также интересно было бы Латвии совместно с Казахстаном создать крупную структуру в рамках тех государственных программ, которые есть и в Латвии и в Казахстане, по грузовому транзиту. Соединить эти программы — я ознакомился с ними, и в них есть много общего. Но это общее распространяется только лишь на свои территории. А почему бы их не реализовать совместно?
Казахстанский флот с латвийским
акцентом
— К сожалению, в Латвии мало кто представляет, что же такое современный Казахстан…
— А незнание порождает ошибки и недоверие. Вместе с тем Казахстан — самая интенсивно развивающаяся страна СНГ. На душу населения у нас инвестиций больше, чем в России. Казахстан сегодня входит в пятерку крупнейших поставщиков нефти. В Казахстане есть вся таблица Менделеева. Темпы роста — огромные, 7% в год, самые высокие в СНГ. А достигаются они не только за счет экспорта сырья, но и за счет развития производства. Важно и то, что Казахстану стали доверять мировые финансовые и банковские структуры. С их участием в нашей республике интенсивно модернизируются старые предприятия и открываются новые, разрабатываются новые месторождения нефти и газа, развиваются железные и автомобильные дороги. Вот ваши соседи — Финляндия и Норвегия — очень активно сейчас идут в Казахстан. Они заинтересованы получить в Казахстане заказы на строительство танкерного флота, реконструкцию портов. Предлагают совместное производство в добыче нефти и газа. Активно лоббируют свои интересы в Казахстане и принимают участие в реализации социальных программ. Представители их экспедиционных компаний с участием казахстанских партнеров готовы быть активными исполнителями грузовых проектов. Значит, финнам надо, а Латвии не надо? Финнам нужны грузопотоки по международным проектам Север—Юг, а Латвии не нужны? Сегодня в Вентспилсе простаивают контейнерные площадки: почему бы не использовать их? Один контейнерный поезд стоит порядка 12 миллионов долларов. Разве это большие деньги? Вот у вас есть площадка, где можно принимать китайские контейнеры. Давайте совместно поработаем на прибыль.
В Казахстане есть все предпосылки для современного взаимовыгодного бизнеса. У нас выросло поколение молодых специалистов, которые получили современное образование и практический опыт в бизнесе в Америке, в Великобритании, в Японии. Сейчас в Казахстане не купишь цветной лом по стоимости макулатуры — это время ушло. Или нефть — по стоимости молока. Надо строить нормальные бизнес-отношения. Хочешь получать 15-20% прибыли — скажи, куда ты желаешь инвестировать деньги и какой доход тебя интересует. Тогда у нас все получится.
— Наверняка сотрудничество в сфере транзита является приоритетным. Работаете ли вы над этой проблемой напрямую с латвийскими портами?
— Работали. Я очень доволен теми контактами, которые у меня состоялись с управляющим Рижским свободным портом Леонидом Логиновым, с представителями Лиепайского порта. Вот сейчас Казахстан создает свой торговый флот, танкерный флот, строит свои порты. Почему бы Латвии не предложить Казахстану свое участие в строительстве казахстанского танкерного флота, в формировании и обучении кадров? А впоследствии — использовать совместно этот танкерный флот. Суда ведь надо правильно эксплуатировать, иметь хорошие грузопотоки, хорошие портовые условия.
Государственные программы развития ставят перед нами задачу: Казахстану нужны внешние порты. И сам Бог велел браться за это нашим латвийским партнерам и активно работать. А не просто приехать и поговорить. Необходимо создать структуру, которая бы это дело раскручивала, лоббировала. Необходима и финансовая структура, которая бы в эти проекты привлекала инвестиции. У Казахстана сейчас, во-первых, очень высокий кредитный рейтинг, и поэтому Казахстану доверяют солидные деньги. А во-вторых, у Казахстана сейчас есть и свои деньги. Нужны идеи, которые помогли бы эти деньги не просто инвестировать, но и преумножить. Поэтому я с большой радостью жду визита президента Латвии и делегации предпринимателей и с большим нетерпением жду его результатов и последующего, взаимовыгодного партнерства.
Деньги —
скоропортящийся товар
— Четыре года назад правительственная делегация Латвии была с визитом в Казахстане.
В этой поездке была достигнута договоренность о совместном строительстве нефтеперерабатывающего завода в Вентспилсе. Почему этот проект остался на бумаге? Почему вообще наши экономические, да и политические отношения, как вы выразились, замерли на одной точке?
— После встречи в 2000 году в Латвии почему-то от наших просьб и предложений по плодотворному партнерству как-то отмахивались. А в Казахстане — и не только там — они подавались в искаженном виде. Когда я ехал сюда, мне говорили: “Ну что за дела?
К ним обращаются президент и премьер — они обещают, но ничего не делают”. Мне в Казахстане говорили: мол, чего ты лезешь не в свое дело? Что тебе до Латвии? Они же там с Россией не могут разобраться, а ты предлагаешь нам там работать. Я предлагаю: не надо ни в чем разбираться, надо строить бизнес, надо делать политику.
Я в Латвии всего второй год, и на моих глазах у вас поменялось уже три правительства. Кроме того, у Латвии был очень важный момент, когда она вступала в Евросоюз. В истории Латвии это был важный и ответственный период, который открывал для государства огромные перспективы политического и экономического развития.
Поэтому надеюсь, что реализация этого исторического момента откроет новые перспективы и иные подходы в политических и экономических контактах между нашими государствами.
— Как может повлиять на наше сотрудничество вступление Латвии в ЕС?
— Это является вашим козырем. Уже сегодня можно было бы здесь, на территории Латвии, начинать совместную деятельность с участием казахстанских компаний и казахстанского капитала, а также наших госструктур, которые обязаны выполнять государственные программы. И таким образом иметь доступ к мягким финансовым ресурсам Евросоюза. Я вижу, что сегодня Евросоюз с удовольствием предоставляет Латвии крупные кредитные ресурсы, он доверяет Латвии — только скажите подо что, под какую перспективу.
А перспектива есть…
— Наши чиновники не предлагали вам “дружить через Брюссель”? Многие бизнесмены из других стран жалуются, что наши бюрократы боятся ответственности и не принимают никаких решений, ссылаясь на волю Европы.
— К счастью, я с этим не сталкивался. У меня есть опыт в бизнесе, да и народная мудрость гласит: “В общении с Богом посредники не нужны”. Зачем Латвии идти в Казахстан через Брюссель и, наоборот, Казахстану идти в Латвию через Брюссель, когда у наших стран есть собственные государственные программы? В том же Казахстане — программы по развитию грузового транзита, по строительству новых нефтепроводов и портов, расширению сети автодорог. И все это созвучно с государственной программой Латвии — я ознакомился с ними, у вас замечательные программы. К примеру, развитие свободных экономических зон, поддержанное и одобренное Евросоюзом, которые будут существовать до 2017 года.
Я эти документы передал руководству Казахстана и бизнесменам — смотрите, какая перспектива. На территории Евросоюза можно иметь легальную, не оффшорную компанию, с привлекательными налоговыми условиями, и добиваться хороших результатов. Трагедией современных бизнесменов может стать то, что первые деньги достались им легко, и их много. А деньги ведь товар скоропортящийся, им надо умело распоряжаться.
Мне бы хотелось, чтобы бизнесмены Казахстана проявили большую активность. Тем более что и президент их поощряет своими государственными программами, своими личными инициативами. Например, чтобы не терминал у нас был совместный — а был построен нефтеперерабатывающий завод. Представьте себе, не дай бог, что-то случится с Мажейкяйским НПЗ? Это сразу подорвет экономику и вызовет социальную напряженность в Латвии, а так у вашей страны будет собственный высоколиквидный бизнес и дополнительный источник бюджетных поступлений.
Скважина
для Латвии
— Но есть, наверное, и внешние факторы, которые могут влиять на взаимоотношения Латвии и Казахстана. Ведь ясно, что Россия не очень заинтересована в установлении между нами прочных связей, поскольку сама надеется на казахский транзит и нефть…
— Мне бы очень хотелось, чтобы между Казахстаном и Латвией начались очень серьезные экономические и политические отношения. Это бы способствовало мягкому политическому климату и между третьими участниками тех геополитических структур, в которые включены Казахстан и Латвия. Авторитет Казахстана сегодня в СНГ очень высок. Президент Казахстана является инициатором многих межгосударственных программ внутри этой структуры. Однако не надо говорить, что Казахстан зависим от России. Да, есть крепкие политические и экономические связи. Но мы ведем свою многовекторную политику.
— А с другой стороны, видимо, казахская нефть такими мелкими порциями поступает в Латвию именно потому, что Россия где-то зажала краник?
— Нет, краник она никак зажать не может, тем более для России важнее видеть в Казахстане преуспевающего самостоятельного партнера. К тому же существуют альтернативные транспортные варианты, просто не хватает необходимого количества железнодорожных емкостей и танкерного флота. Вот где можно приложить совместные усилия. Надо создавать совместные железнодорожные проекты — из расчета возможностей Латвийской железной дороги увеличивать парк подвижного состава. Перевозить больше нефти и нефтепродуктов. Или почему бы латвийскому капиталу не приобрести в Казахстане свое собственное месторождение нефти и газа? Почему бы в том же Казахстане не вложиться в логистику, дабы разумно распорядиться теми затратами и увеличить свою прибыль, и совместно построить нефтеперерабатывающий завод на территории Казахстана или Латвии? Например, японцы сегодня предоставили Казахстану кредитную линию на строительство НПЗ. Разумно! И почему бы Латвии так не сделать — вложить свою долю, проинвестировать такое строительство?
Можно обратиться к Евросоюзу, мол, мы хотим поднимать свою экономику и совместно с Казахстаном взять месторождение и заняться нефтедобычей и переработкой. Я думаю, Евросоюз бы откликнулся? ЕС — это мощная финансово-политическая структура, которая была создана за счет расширения географического и экономического пространства. За счет этого она сегодня подняла свой политический и финансовый рейтинги, международный рейтинг своей валюты евро. Но если от вложенных денег в страны Балтии не будет отдачи, тогда Евросоюз скажет: извините, вы нам портите показатели. А ведь потенциал Латвии весьма привлекателен, народ-то трудолюбивый, грамотный, с высокой европейской культурой. Поэтому я предвижу успешное, плодотворное сотрудничество Латвии и Казахстана.

Цитаты
Народная мудрость гласит: “В общении с Богом посредники не нужны”. Зачем Латвии идти
в Казахстан через Брюссель и, наоборот, Казахстану идти в Латвию через Брюссель, когда
у наших стран есть собственные государственные программы?

Когда я ехал сюда, мне в Казахстане говорили: чего ты лезешь не в свое дело? Что тебе
до Латвии? Они там с Россией не могут разобраться, а ты предлагаешь нам там работать. А я предлагаю: не надо ни в чем разбираться, надо строить бизнес.

05.10.2004 , 03:34

Александр ВИДЯКИН


Темы: ,
Написать комментарий