Янки не по душе наши банки

Американцы не устают обвинять их в отмывании денег и подозрительных сделках

Вторая половина сентября ознаменовалась новыми обвинениями в адрес латвийских банков. Сначала, после визита заместителя госсекретаря администрации США, пошли разговоры об их привлекательности для спонсоров террористических организаций. А затем Bank of New York объявил, что прекращает всяческое сотрудничество со многими латвийскими кредитными учреждениями, назвав Латвию центром по отмыванию российских денег. Местные специалисты нападки американцев считают необоснованными.

А осадок остался

Газета Diena пишет, что после визита в Ригу заместителя госсекретаря США Ричарда Армитеджа в латвийских и иностранных дипломатических кругах ходят разговоры о том, что США опасаются доступности латвийских банков для людей, финансирующих и поддерживающих террористов.

Напомним, что посольство уже организовало семинары и лекции для специалистов финансового сектора и органов надзора, в которых было рассказано о последних тенденциях в сфере борьбы с терроризмом и финансированием преступных группировок. Пресс-секретарь посольства США в Латвии Каспар Руклис сказал Телеграфу, что посольство продолжит проводить мероприятия подобного рода, и уже в ближайшее время планируется провести очередной семинар с участием специалистов из Америки. “Для нас важно, чтобы законы действительно соблюдались и банки реально сообщали о подозрительных сделках”, — отметил Руклис.

Слабое звено

Считается, что, несмотря на хороший уровень защиты латвийских банков от операций по отмыванию денег, в некоторых из них такая безопасность не обеспечена, а латвийское законодательство даже не предусматривает серьезного расследования подозрительных сделок, наказания виновных и конфискации незаконно полученных средств. “Слабейшая часть этой цепи — латвийские законы, а также отдельные маленькие банки, которые недостаточно пристально надзирают за подозрительными сделками”, — поясняют в посольстве США в Латвии.

В ответ на высказанные замгоссекретаря США упреки и опасения премьер-министр Латвии Индулис Эмсис решил поручить учреждениям, надзирающим за рынком финансов, подготовить план действий, способный определить проблемы банковского сектора и подыскать пути их решения.

Дела давно минувших дней

В свою очередь газета The Wall Street Journal в последних номерах сентября опубликовала несколько материалов, посвященных отмыванию денег. Публикации связаны с тем, что сейчас в США ведется широкомасштабное расследование случаев легализации финансов.
Газета вспоминает различные истории, в которых зачастую упоминаются штат Делавэр, нидерландский банк-гигант ABN Amro, американский Bank of New York (BONY), а также легализация российских денег и латвийские банки.
Впрочем, о новых делах газета не пишет, а ворошит старое. К примеру, дело 2000 года о 885 тыс. USD, когда с целью уклонения от уплаты налогов через латвийские банки в Америку, через филиал ABN Amro, уходили российские средства. В этом контексте газета называет Латвию “центром по отмыванию российских денег”. Если переходить на “личности”, то в публикациях засветились два местных банка: Parex и Paritќte.

Латвия не прачечная

Газета все-таки делает оговорку: подозрительные сделки на миллионы долларов США из России в Америку через филиал ABN Amro в Нью-Йорке проходили не только сквозь латвийские кредитные учреждения, но и через банки России и Восточной Европы.
The Wall Street Journal пишет, что расследование случаев по отмыванию денег, организованное в США, побудило ABN Amro прекратить корреспондентские отношения в общей сложности со 100 банками в России, Восточной Европе (в том числе и латвийскими) и в странах Карибского бассейна.
Справедливости ради следует отметить, что ранее в американском филиале ABN Amro корреспондентские счета были действительно открыты у многих латвийских банков. Затем их число стало сокращаться: на конец 2002 года корсчета с нью-йоркским филиалом ABN Amro остались у 6 местных банков и уже более полугода с этим филиалом голландского банка у нас “не дружит” никто.

Экспертиза: Гарантий нет ни у кого

Теодор ТВЕРИЙОНС, президент Ассоциации коммерческих банков Латвии
— Для того чтобы стать центром по отмыванию денег, необходимо наличие соответствующих условий. А наши требования строже, чем директивы Евросоюза и латвийские законы. Если говорить о банковском законодательстве, то в нем есть все, что нужно. Другой вопрос — совершенство законов, связанных с легализацией средств. Но это уже входит в сферу внимания совсем других органов. К примеру, сегодня любой преступник знает, что материально ему ничего не грозит, поскольку система позволяет уходить от конфискации имущества.
С другой стороны, мы на 100% не можем исключить, что через латвийские банки не проходят нелегальные деньги. Но такого не может гарантировать ни один банк в мире, поскольку банку невозможно убедиться, что это за деньги. Ведь когда клиент пишет поручение банку, он не указывает, что это деньги от неуплаченного налога или средства для финансирования преступной операции.
Возьмите пример из другой области. Всем известны строгие процедуры досмотра пассажиров в аэропортах, тем не менее аэропорты не могут гарантировать стопроцентную защиту от террористов.
Если говорить о корреспондентских счетах, то латвийские банки тоже по своей инициативе их закрывают, если им что-то не нравится. Но не сообщают об этом на весь мир. Кроме того, в статье речь идет о сделках 2000 года. Почему нужно было ждать 4 года, чтобы принять меры?
Ни один банк не хочет быть связанным с террористами, поэтому были закрыты тысячи подозрительных счетов, держатели которых не предоставили сведений о себе. Однако банки не могут блокировать абсолютно все подозрительные счета и сделки, поскольку наши законы не предусматривают того, как долго они могут “замораживать” счет, и не известно, сколько времени уйдет на разбирательство.

Сложа руки не сидим

Виестур БУРКАНС, руководитель Службы по предотвращению легализации средств, полученных преступным путем:
— В прошлом году мы от местных банков, страховых компаний, нотариусов и других организаций и компаний получили 15 371 сообщение о необычных финансовых сделках. В этом году это число составило всего 11 638 сообщений. В результате мы имеем 87 дел об открытых преступлениях в 2003 году и 90 дел на сегодня. Видите, результат нашей активности налицо.
88,7% от предоставленной информации идет от банков. То есть банки самые активные, хотя их всего 23. А всего мы сотрудничаем с 460 учреждениями. Это связано с тем, что банки сообщают о малейших подозрениях. А по латвийским законам, необычными считаются сделки с наличными свыше 40 тысяч латов; случаи, когда на счета были зачислены деньги и клиент их сразу снял; неожиданно большой оборот и другие. Все эти действия абсолютно законны, но они подозрительны. Конечно, может оказаться, что клиент получил кредит, продал дом и так далее, но банк все равно должен сообщать нам об этой сделке.
Минусом латвийского законодательства считаю то, что у нас нет требований о декларировании наличных на границе, поэтому мы не знаем, сколько денег через Латвию перевозят в чемоданах. Минфин уже создал рабочую группу, которая до ноября должна разработать пакет соответствующих изменений.

Мы не прачечная

Иева УПЛЕЯ, руководитель общественных отношений Комиссии рынка финансов и капитала:
— Мы не согласны с тем, что Латвия — центр по отмыванию денег. И мнения специалистов это подтверждают. Так, в последнем отчете Международного валютного фонда отмечено, что законодательство страны отвечает всем международным стандартам. Оценку сектора также проводят Европейский комитет по проблемам преступности и Всемирный банк. И никаких проблем с оценкой у Латвии нет. Латвийский финансовый сектор также соблюдает рекомендации нашей Комиссии по предотвращению легализации средств, полученных преступным путем. Эти рекомендации постоянно дополняются. Кстати, советы включают в себя и так называемые рекомендации FATF 40 по эффективному предотвращению отмывания денег.
Если комментировать статью в журнале, отмечу, что речь идет о событиях как минимум двухлетней давности. Что касается корреспондентских счетов, то сегодня каждый местный банк имеет отношения с одним или несколькими кредитными учреждениями в США, а также в других странах мира. Каждый банк сам решает, с кем заводить корреспондентские отношения и на какое время. Аналогично поступают и иностранные банки. А если существуют подозрения по поводу конкретных сделок клиентов латвийских и американских банков, то их должны расследовать правоохранительные органы. Кстати, между Латвией и США заключен договор о сотрудничестве и предоставлении помощи, работа по которому реально происходит.

04.10.2004 , 13:27

Анна Зеленская


Темы: ,
Написать комментарий