Авиадиспетчеры смотрят на Запад

Как удержать квалифицированные кадры?

Вступление Латвии в ЕС открыло новые возможности перед образованными инициативными профессионалами, к которым в первую очередь следует отнести авиадиспетчеров. Как удержать их на родине? С этим вопросом Телеграф обратился к члену Совета Latvijas Gaisa satiksme (LGS) Роберту ЛИЦИСУ и члену правления компании Янису ЛАПИНЬШУ. А заодно поинтересовался у руководителей LGS, насколько наземные службы готовы к рейсам дешевых авиакомпаний Ryanair и easyJet?

Утечка мозгов становится опасной

— Что изменилось для LGS после присоединения Латвии к ЕС?
Роберт Лицис: — Здесь возникает одна очень серьезная проблема, с которой нам наверняка придется что-то делать. Речь идет о так называемой утечке мозгов. После вступления Латвии в ЕС исчезла очередная порция ограничений для передвижения рабочей силы. Диспетчер — это профессия очень специфическая. Но в Западной Европе она считается очень престижной, прежде всего в отношении заработной платы. Не будем скрывать, что там авиадиспетчер получает на порядок больше, нежели в Латвии. Это означает, что сейчас главным для нас стал поиск таких форм работы с сотрудниками, чтобы им было интересно работать у нас.

Наверное, придется вводить какие-то бонусы, потому что сейчас, в принципе, у нас не существует никаких механизмов, препятствующих отъезду наших сотрудников за рубеж на работу. Другими словами, авиадиспетчеры за счет компании регулярно проходят переподготовку, но мы не налагаем на них обязательства проработать в LGS, к примеру, 5 или 10 лет.
— Планируете ли вы что-то менять в отношениях с кадрами в связи с возникшей ситуацией?
Янис Лапиньш: — Работающих у нас диспетчеров можно разделить на две группы. Первая группа — это люди “старой закалки”, возраст которых составляет около 40 лет. Они, конечно, никуда не уедут. На данный момент штат диспетчеров состоит из таких сотрудников приблизительно на 60%. Остальные 40% — это молодые диспетчеры. Теоретически они и могут уехать. Обучение они проходят за счет LGS, а потом, согласно договору, должны проработать у нас три года.

После этого — по собственному выбору. Одна из первейших мер по борьбе с утечкой специалистов — это увеличение зарплаты. Мы, конечно, не можем довести ее до европейского уровня, но поднимать будем. Кроме того, диспетчерам предоставляются различные льготы — страхование здоровья, другие виды социального обеспечения, чтобы человек понимал, что предприятие о нем беспокоится. Но замечу, что немаловажным является именно денежный фактор.

Подготовка соответствует западной

— Как известно, во многих странах ЕС введены различные ограничения на трудоустройство. Кроме того, авиадиспетчер — это очень специфическая профессия. Неужели такой специалист может запросто переехать из одной страны в другую?
Р.Л.: — Да, такая возможность у авиадиспетчеров имеется, в том числе и у наших. Дело в том, что компания Aeronavigacijas serviss организовала очень хороший центр по подготовке диспетчеров. Он соответствует всем международным стандартам. В нем и проходили регулярную переподготовку специалисты LGS, а также обучались новые специалисты.
Теперь любой наш диспетчер может собраться и уехать в ту же Швецию. У нас есть информация, что такие попытки уже предпринимались. Ведь для диспетчеров, по определению, не существует языкового барьера, поскольку они в соответствии со своей специальностью обязаны безупречно владеть английским языком. Кроме того, на места авиадиспетчеров никогда не стоит длинная очередь желающих поработать, так как эта профессия связана с сильными стрессами, нервным напряжением и т.п.
— А как вообще в Латвии организована подготовка столь специфических специалистов?
Р.Л.: — Хочу подчеркнуть, что даже в Латвии имеется
серьезная необходимость в подготовке новых и переподготовке старых специалистов. Дело в том, что постоянно меняются и совершенствуются международные требования к авиадиспетчерам. Поэтому работающим специалистам нужно регулярно проходить переподготовку, чтобы их квалификация поддерживалась на высочайшем уровне. Кроме того, в работе диспетчеров очень важную роль играют возрастные ограничения. Представители этой профессии достаточно рано уходят на пенсию.
Поэтому Aeronavigacijas serviss и организовал постоянно действующий учебный центр, где эти люди получают необходимые знания. Сейчас в вопросе использования этого центра появилась неопределенность. Мы покупаем у Aeronavigacijas serviss эту услугу, но не исключено, что придется организовать государственный центр обучения авиадиспетчеров при LGS. В настоящее время обучающая организация выбирается по конкурсу. Его традиционно выигрывает Aeronavigacijas serviss, поскольку он делает самое выгодное предложение. Но как будет дальше? Сможет ли он и в дальнейшем работать по прежним ценам? Это мне неизвестно.

Латвия зарабатывает на спокойствии

— Согласно статистике, уже несколько лет подряд увеличивается не только количество рейсов в Рижский аэропорт, но и число транзитных полетов через воздушное пространство Латвии. Для LGS это оборачивается прямой выгодой, но может ли предприятие самостоятельно влиять на увеличение этого потока?
Р.Л.: — Это, на самом деле, достаточно тонкая и не очень обсуждаемая тема. Конечно, существуют механизмы, позволяющие заинтересовать авиакомпании пользоваться теми или иными маршрутами. Прежде всего, это тарифная политика. Но Латвия в данном отношении считается сравнительно дешевой страной.
Тем не менее наращивание объемов происходит. И здесь значительную роль зачастую играют, как ни странно, геополитическая ситуация и вопросы терроризма. После терактов 11 сентября выросла популярность воздушных коридоров Восточной Европы, в том числе и Латвии. Иностранные авиакомпании оценивают риски и угрозу терроризма, поэтому пытаются всяческими способами обойти опасные, по их мнению, регионы. Сейчас это, конечно, Ирак и ряд других стран. Авиакомпании выбирают наиболее безопасные и спокойные регионы, и Латвия всегда оказывается в их числе.
Я.Л.: — Авиакомпании стараются считать деньги, поэтому они постоянно ищут возможность сэкономить. LGS может оказывать косвенное влияние на этот выбор. Мы работаем с авиакомпаниями. Иногда перевозчики выступают с инициативами: а давайте сделаем такую-то трассу, которая для нас будет выгоднее. LGS идет навстречу и пытается договориться с другими странами о создании такой трассы.
Отмечу также, что в последние два года авиация во всем мире развивается очень стремительно. Поэтому увеличение наших объемов тесно связано с улучшением мировой конъюнктуры.
— А как отразится на LGS снижение тарифов в Рижском аэропорту?
Р.Л.: — Нас эта инициатива затронула напрямую, так как Министерство сообщений приняло решение о том, что часть налога аэропорта мы не получим. Для LGS это около 500 тысяч латов в год. С другой стороны, цель этой инициативы благая — привлечь новых авиаперевозчиков в Латвию. В результате Ryanair и easyJet, летая в Латвию, будут пользоваться услугами LGS, а следовательно, и платить за это.
— Дешевые авиакомпании пытаются сэкономить буквально на всем. Это не касается и аэронавигационных услуг?
Р.Л.: — Нет, это абсолютно исключено. Международные правила им этого не позволяют.

30.09.2004 , 13:16

Ким Космачев


Темы: ,
Написать комментарий