Латвийское чудо света

Свою первую речь вновь избранный президент Латвии должна была произнести с трибуны Сейма. Минутное замешательство было вызвано тем, что Вайра Вике-Фрейберга не хотела выходить к депутатам без своей сумочки, хотя окружение явно пыталось отговорить ее. Но президент пренебрегла протоколом. После этого вопрос о сумочке возникал неоднажды, особенно журналисты, интересовались, что за ценности были в ней? И один раз, госпожа президент призналась: в сумочке был талисман, с которым она никогда не расстается – фрагмент вышитого серебром лиелвардского пояса.

Для тех, кто хотя бы немного знаком с латышской этнографией, лиелвардский пояс ассоциируется с одной из загадок, ключ к которой ищет не одно поколение исследователей. А с виду это просто традиционная деталь латышского национального костюма. Широкий, тканый пояс, длиной в три-четыре метра и расшитый красно-белыми узорами, сам по себе – не диковинка. Загадка в самом орнаменте. Как признают ученые, он не имеет в мире равных по сложности, так как ни разу не повторяются композиции узоров, сходные с индоевропейскими. Примерно такие же знаки встречаются и в символике народов Японии, Индии, Китая, американских индейцев. Это разного рода свастики, зигзаги, ромбы, кресты.

Что означает эта узорчатая связь, неизвестно и сегодня. Мастера прикладного искусства, создающие декоративные тканые пояса, тоже не знают ни названий большинства узоров, ни их смысла.
Самый древний образец пояса на территории Латвии был найден в небольшом поселке под Ригой – Лиелварде. От этого местечка и пошло его название. Само Лиелварде впервые упоминается в хрониках за 1201 год. Так что этот маленький городок – ровесник Риги. Тогда в этих местах по реке Даугаве шли суда русских купцов, двигались немецкие крестоносцы, путешествовали ливы и балты. Сегодня о былом величии напоминают лишь развалины старинного замка. Но вечный след Лиелварде в истории сохранился именно благодаря поясу.
Этнографы, посвятившие многие годы изучению орнаментов, пришли к выводу, что это не просто узоры, а закодированное послание далеких предков. В композициях, содержащих до 200 тысяч точек, отражается их представление о космосе, мироздании, о жизни и смерти, отмечены циклы солнечной активности и даже есть указания о сроках сельхозработ, правилах семейного уклада, национальных традициях. Ученые считают, что таким образом народ, не имеющий письменности, стремился сохранить знания, накопленные предками. Эти пояса обязательно носили представители религиозных культов. Повязывание пояса – это обычай, свойственный всем арийским народам. Как известно, и поныне о людях, пренебрегающих правилами поведения в обществе, мы говорим: «распоясался».
Сенсационным оказалось и утверждение латвийских ученых о том, что лиелвардский пояс содержит кроме всего прочего, и руководство по сексуальной культуре балтов, своего рода латышскую «Камасутру». Многие непонятные значки лиелвардского пояса – ничто иное, как сексуальные позы.

Немецкий ученый-просветитель Гарлиб Хельвиг Меркель был убежденным сторонником теории индоевропейского происхождения латышей. Он считал, что индийский и балтийские народы имеют общие корни, сходство в языке, легендах, фольклорных традициях. Поэтому не удивительно, что они использовали сходные орнаменты.
Трудно сказать, какие еще сюрпризы преподнесут настойчивые попытки людей расшифровать бесконечно богатую символику лиелвардского пояса. Но в том, что он будоражит воображение современников, сомнений нет.

04.10.2006 , 21:32

Жанна ЧАЙКИНА, Экспресс Неделя


Написать комментарий