Латгалия – не Силиконовая долина и не конкурент Западу

Фото: С. Прусаков
Фото: С. Прусаков
Накануне выборов в Сейм депутаты от левых и правых партий вынуждены признать, что правительство Латвии не имеет экономической программы развития страны.

Депутат Сейма  Яков Плинер высказал свою точку зрения: «Если у правительства нет экономической программы, значит, оно не знает, даже ориентировочно, сколько через 5 – 7 лет нужно будет инженеров, программистов, врачей. Знает, что не хватает, но это не рассчитано хотя бы с 20% точностью. Может, наши профтехучилища работают впустую, может, срочно нужно готовить специалистов другого профиля, или вообще, переориентировать направления и формы их поддержки? Таких расчетов нет».

В стенографическом отчете 17-х чтений гуманитарного семинара «Латвия: от истоков к современности» Дайнис Знотс заявил следующее: «Ни в одном учебнике и даже ни в одних мемуарах вы не прочитаете то, что вы услышите сегодня». И говоря об экономическом развитии, он был вынужден признать: «Мне кажется, что мы немного уходим в частности, потому что вы, господин Годманис, (Годманис присутствовал на семинаре) делаете бюджет как вы хотите, это не изменит ситуацию. На моей памяти первое правительство, которое вообще заговорило, что Латвии необходимо иметь хотя бы среднесрочную программу экономического развития, это было правительство Шкеле. Но это был уже 1998 год. А после того правительства, я помню, Министерство экономики долго отнекивалось, что «это нас не касается» или « мы это не можем», в конце концов, там что-то состряпали, и до сих пор у нас нет видения хотя бы на ближайшие 5 лет, куда двигаться с экономической точки зрения. А поэтому, если нет такого видения, то бюджет может быть с нятяжкой или без натяжки, это общую среднюю скорость не меняет».

Ивар Годманис: «Не согласен, если у вас горит дом, вы должны тушить пожар!»
Реплика: «Это уже 15 лет говорится, что у нас горит и не сгорит»
(Смех в зале).

Латгалии – крохи, Риге – пирог

Неудивительно, что в программах развития Латвии Даугавпилс, как город, вообще не появляется. Какова же истинная экономическая ситуация в Латгалии и Даугавпилсе? Глаза открывает статистика, с которой не поспоришь.

Справка: «Латгалия отстает не по предприимчивости или динамике экономической активности, наличию идей и работоспособности. Она отстает как раз по ресурсному обеспечению. По данным на август 2005 года, Латгалия получила наименьшее финансирование из структурных фондов Евросоюза 17 542 795 латов (Рига – 67 192 434). При таком раскладе 39 % объема финансирования Риге, 9 % – Латгалии. В Латгалии также наименьший показатель финансирования на 1 тысячу жителей – 79 000 латов (Рига – 106 640, Видземе – 217 103).

Безусловно, ресурсные возможности влияют на показатели дееспособности. Доля ВВП на одного жителя Латгалии – 1176 латов, в Риге – 4418. Средний доход на одного члена семьи в 2004 году в Латгалии составлял 67,20 лата (в Риге – 135,24)».
Судя по цифрам, Даугавпилс дает всего 3 % от ВВП Латвии. 10 лет назад эта цифра составляла 8 %. Стоит отметить, что количество жителей города в процентном отношении сохранилось примерно то же – 6,5 % жителей Латвии. И одновременно с этим, если говорить о производстве, то одно предприятие Liepayas metalurgs производит больше продукции, чем весь Даугавпилс вместе взятый. Из-за недальновидной политики региональных структур Даугавпилс в свое время потерял завод химического волокна, который теперь давал бы 50-60 миллионов ВВП. Если говорить о Риге и других крупных городах, то и там есть определенное падение в производстве, но при этом там появляются другие структуры – торговые предприятия, туризм, перегрузка, перекомплектация товаров, порты и другие.

И все же следует отметить, что имеется и положительный опыт некоторых даугавпилсских фирм, которые, несмотря на общую ситуацию, умудряются стабильно работать, находить дополнительные рынки как на Западе, так и на Востоке, и осваивать программы Евросоюза.

Судя по выступлениям руководителя Даугавпилсского отделения Латвийской торгово-промышленной камеры Владимира Надеждина, в местной прессе он в своих интервью не раз отмечал, что самые перспективные отрасли в Латгалии – это традиционные отрасли, в том числе и машиностроение, если к ней подойти грамотно. К примеру, с некоторой долей юмора  Владимир Надеждин отмечал, что в Латгалии предлагали открыть новую Силиконовую долину, но в Америки она появилась потому, что там был найден сверхчистый кремний, на основе которого были созданы микросхемы. В Латгалии его пока не нашли.
Что касается машиностроения, то В.Надеждин отметил, что голландцы заказывали у нас корпуса для своих изделий. Само изделие стоит 15 тысяч долларов, а комплектующие к нему 3 тысячи долларов. Они их закупают в таких странах, как Латвия и других, собирают и продают. Какой процент прибыли они получают – это нетрудно подсчитать на калькуляторе. Для того, чтобы успешно конкурировать на европейском рынке, необходимо создать сервисную базу в Европе, чтобы продавать эту продукцию серийно. Для этого необходимы крупные капиталовложения, но при поиске надежных партнеров в Европе, именно они могли бы создать сервисное обслуживание.

Если коснуться сферы швейного производства, ее считают в последнее время бесперспективной. И при этом костюм в Европе стоит 400 евро, а латгальцам за пошив платят 20-30 евро. Заказчик идет просто на сознательный обман не только для того, чтобы сбить цену. Наличие дешевой рабочей силы в Латгалии известны всем на Западе, и предприниматели используют этот фактор в своих интересах. Евросоюз в этой ситуации не будет защищать интересы Латвии и Латгалии.

Говорят, что о благополучии населения региона или страны может многое сказать обувь. Город Даугавпилс потерял свой обувной комбинат «Даугава». Можно с юмором относиться к совковой продукции самого комбината, но она была из кожи, и старожилы помнят начало 60-х годов, когда мужские модельные туфли стоили на местном рынке всего 6-7 рублей. Что имеет Даугавпилс в настоящее время? Со страниц газет не сходит тема, как отличить кожаную обувь от подделки. И если вы сейчас купите обувь за 5-7 латов, то можете смело считать, что это не кожа. Впрочем, неискушенных горожан надуют при покупке обуви и по цене за 20 латов. Сюрприз ожидает тех, кто относит эту обувь хотя бы один сезон, а расползающийся каблук покажет вам европейскую начинку из простой деревяшки латвийского происхождения.

Какой выход из создавшегося положения для Латгалии? Это прежде всего поиск партнеров, а не 30 посредников. Жители Даугавпилса всегда отличались городским патриотизмом и были готовы вынести гораздо большие экономические трудности, чем жители других городов. Отток молодежи свидетельствует о том, что недовольство начинает перевешивать даже очень сильную привязанность к городу, а это очень серьезный симптом. В ближайшем будущем обвального падения города, хотелось бы надеяться, не произойдет, но негативные эффекты имеют явную тенденцию к нарастанию. А времени, отпущенного на исправление ситуации, остается все меньше и меньше.

21.09.2006 , 19:14

Павел КОРШЕНКОВ


Написать комментарий